Юрий Заботин

Художник Юрий Заботин

in Искусство/Новости

Юрий Заботин (25.03.1938 — 5.03.1998) — художник сложной судьбы, тонко чувствующий окружающий мир.

Собирая материалы о Юрии Заботине и подготавливая эту интернет-выставку, можно было увидеть, что он раскрывается, как не рядовой и очень интересный, бесспорный настоящий художник. Посмотрите его работы, пусть не всегда выполненные на привычном привычном холсте, а просто быстрые скетчи — чёткие, точные, раскрывающие сущность зарисовки и показывающие мастерство автора.

Интересно, что более известны работы Юрия Заботина, как автора работ о спорте. И бесспорно! Спорт Заботина — это движение, поворот, энергия, сила! Только кроме Спорта оказалось, что мы очень многое не знаем. И узнанное — открытие!

Казалось бы, что должно быть много сведений об этом художнике Юрии Заботине, однако… Мы попытались собрать и систематизировать сведения о художнике и условно разделить его работы на некие художественные серии.

Когда смотришь работы мастера иногда кажется, что он присутствует рядом, стоит в стороне и наблюдает за впечатлением, произведённым его работой. А, иной раз, изменяет наш взгляд и мы замечаем что-то ранее упущенное… Поэтому будет правильно отметить, что Юрий Иванович рядом и в течение двух месяцев помогал в создании этого материала.

Отдельная благодарность Антону Заботину, — наш коллега и модератор (ник Sorge), — предоставившему работы отца для этой статьи.

С уважением Главный редактор SAMMLUNG / Коллекция

Алексей Сидельников

Год, наверное, 1972… Родители в состоянии развода. Матушка ещё надеялась, что отец куролесить закончит, разрешила ему меня на день взять… Ну, он, естественно, выпил. Но так, умеренно. Едем с ним в трамвае. Маршрут проходил мимо здания Областного Совета народных депутатов.

Я отца спрашиваю: «Папа, а что это за дом?» Отвечает: «это дом Советов, сынок». «А как это?». «Ну, как тебе объяснить… в этом доме работают люди, которые дают нам советы, как жить, что делать, о чём думать…».

Очень хорошо помню внезапно опустевшее пространство около наших мест… Но диссидентом отец никогда не был, в различных кружках по «изучению» Максимова, Авторханова, Зиновьева не участвовал, хотя по поводу власти иногда пошутить любил. Говаривал: «Я не диссидент, я отсидент»…

…Как-то на закрытии персональной выставки после его выступления из зала задали вопрос, не без подковырки: «Юрий Иванович, как научиться разбираться в искусстве?». Он ответил: «В искусстве не надо разбираться, в искусстве надо собираться!».

Антон Юрьевич Заботин, сын художника,
модератор форума ФАЛЕРИСТИКА.инфо

 

Художник Юрий Иванович Заботин родился в Перми.

В 1956 году поступил в Свердловское художественное училище, которое окончил защитив диплом на «отлично» в 1962 году. В училище отметил и очень ценил преподавателя истории искусства и одновременно с этим директора училища Степана Петрович Яркова. А также художников Геннадия Сидоровича Мосина и Михаила Александровича Брусиловского. Как написал сам Юрий Иванович «Если бы я жил в Свердловске, то до сих пор бы учился у Брусиловского. Эти Люди не учили нас «рисовать», они учили нас думать, с надеждой на то, что если мы все научимся думать, то кто-то из нас начнет мыслить! Об этих учителях можно говорить очень много и всегда с благодарностью».

Юрий Заботин член Союза художников СССР с 1980 года.

Работы Юрия Ивановича Заботина находятся в картинных галереях Перми, Кургана, Чайковского, Березников, Соликамска и в частных собраниях Москвы, Свердловска, Челябинска а так же Израиля, Польши.

 Ю.Н. Заботин принимал участие в следующих выставках:

  • 1966 – Областная выставка молодых художников
  • 1968 – II зональная выставка «Урал социалистический» (Пермь)
  • 1972 – III всесоюзная выставка акварели (Москва)
  • 1977 – персональная выставка в Центральном выставочном зале (Пермь)
  • 1978 – V всесоюзная выставка акварели (Москва)
  • 1978 – республиканский Дом творчества «Челюскинская» (Подмосковье)
  • 1979 – V зональная выставка «Урал социалистический» (Тюмень)
  • 1979 – IV всесоюзная выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (Москва)
  • 1980 – всесоюзный Дом творчества «Дзинтари» (Латвия)
  • 1980 – VI республиканская выставка «Советская Россия» (Москва)
  • 1980 – всесоюзная выставка «Спорт – посол мира», посвященная Олимпийским играм в Москве (Москва)
  • 1983 – I республиканская выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (Рязань)
  • 1983 – V всесоюзная выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (Москва)
  • 1983-1987 – передвижная персональная выставка «Спорт в искусстве» (Александровск, Горнозаводск, Губаха, Кизел, Усть-Качка, Чайковский)
  • 1988 – персональная выставка в Центральном выставочном зале (Пермь)
  • 1997 – персональная выставка в Пермской гимназии № 11
  • 1998 – посмертная юбилейная выставка в Пермской государственной художественной галерее Пермь)
  • 2005 – персональная выставка рисунка и акварели «Играющий со звездами» в Доме художника (Пермь)
  • 2008 – персональная юбилейная выставка живописи и графики в Доме художника (Пермь)
  • 2010 – персональная выставка рисунка и акварели «Нюансы» в галерее «25-17» (Пермь)

 

Отец Юрия Ивановича, Иван Алексеевич Заботин (1914 — 1971) — известный Пермский художник-оформитель.

Во второй половине 1940-х гг. лепил потолки в ДК Сталина (сейчас Солдатова), в корпусе «Русь» санатория «Усть-Качка», ДК Железнодорожников, актовый зал корпуса № 2 Пермского Государственного Университета и т.д.

Брат Юрия Ивановича, Лев Иванович Заботин (1939-1975), также художник.

Учился в Свердловском художественном училище (1957-62) у М.Ш. Брусиловского и Г.С. Мосина. Дипломная работа «В любую погоду» (масло). Участник выставок с 1962 (Пермь). С 1966 года участвовал на выставках книжной графики и работал в Пермском книжном издательстве. Иллюстрировал и оформлял книги для Пермского южного издательства: «Секрет молодости» В.В. Пашина (1966), «Ревизор» Л.Н. Правдина (1967), «Сосновый воздух» М.Д. Вавилина (1967)

Искусствовед о работах Юрия Заботина

Когда ко мне обращаются с просьбой о том, чтобы посмотреть чьи-нибудь произведения и высказать своё мнение, я понимаю, что это как обращение к доктору. Искусствовед в общем-то должен уметь что-то сказать на темы творчества, оценить живопись и графику, понять качество работ, иногда — стоимость. То есть такие обращения — просьба к профессионалу. Учился — будь добр. При этом, конечно, про себя понимаешь, что и многие, не имеющие искусствоведческого диплома иной раз высказываются очень глубоко и по сути. Но делать нечего, надеваешь маску эдакого умного и знающего гуру и идёшь смотреть. (При этом, конечно, не из снобизма, а просто потому, что интересно, но этого не показываешь).

Когда ко мне обратился с такой просьбой, вернее с вопросом наш коллега, модератор форума ФАЛЕРИСТИКА.инфо Антон Заботин, я не мог отказать вначале просто из солидарности. Тем более, после таких строк (да прости меня Антон, процитирую его письмо): «Моему отцу в этом году исполнилось бы восемьдесят лет. Мне хотелось бы создать тему о нём. Помимо картин, так или иначе кочующих с выставки на выставку, у меня есть большое количество ранее никогда не публиковавшихся работ, в основном это рисунок (карандаш, шариковая ручка, фломастер…). Как Вы считаете, есть смысл? <…> я сын, объективным быть не могу».

После того, как начал смотреть работы, речь шла уже не о том, чтобы просто сделать коллеге приятно. Тут я был уже не как искусствовед, но как гончий пёс, почуявший след зайца. Работы привлекли внимание. Живые зарисовки. Мышление сериями, графическими циклами. Это то, что нравится мне. В сделанных, полноценных произведениях чувствуется и знание работ ОСТовцев (да и многих других мастеров 1920-х годов), и веяние Сурового стиля. Спортивная серия 1979-1980 годов яркий тому пример. Изучал ли художник работы предшественников? Наверняка видел. И мы понимаем, что он был в контексте, но и своё лицо имел. Графика знаковая, иногда доведённая практически до логотипа (посмотрите лист с борцами), когда и знание анатомии и маэстрия в изображении человеческого тела, и умение поймать момент соединяются в первоклассное произведение.

Пейзажи. Что сказать о них? Последние несколько тысяч лет художникам не надоедает их изображать. Но что приятно, смотря на работы Заботина, вновь чувствуешь время и место. Понимаешь, что это сделано в России и не ранее 1960-х. Причём, для каждого пейзажа свои средства. Зимняя Балтика — скупо и минималистично, холодно, звонко, оставляя белизну листа. Почти Арктика. Лес, речные пейзажи теплее, нежнее, позволяя акварели пустить по бумаге красивые и нежные разводы.

Портрет. Тут, отчего-то также чувствуется модернизм 1960-х. У меня навеяло сразу же произведения Стругацких и иллюстрации к ним. Или Тарковского. Ассоциативный ряд мой. У других может быть иначе.

«Кунгур». Тут всё-таки очень чувствуются 1920-е — 1930-е. Просто прямое продолжение авангарда. Будто и не было перерыва в сорок лет. Удивительно! А вот в серии «Сизо» 1991 года уже чувствуется удивительная пустота и разруха. Понятное дело, что от камеры не может быть радостных ощущений. Но тут такая безнадёга, что невольно и с политической ситуацией за окном сделаешь параллель. Как в песне группы «Чайф»: «От старых друзей весточки нет, грустно, А на душе от свежих газет пусто, И от не свежих невелика потеха…».

Но художник, несмотря на жизненные перипетии был жизнелюб. И это понимаешь, когда видишь прекрасные ню. Обнажённые у Заботина прекрасны. Это просто неоклассика советских «Афродит»! И никакого сарказма, да и оценят их, пожалуй, не только мужчины (хотя мужчины особенно!).

А в целом, оглядывая работы художника Юрия Ивановича Заботина понимаешь, что это произведения философа. И что за живописной, а чаще графической поверхностью есть нечто значительно более глубокое, нежели просто изображение. Ему есть, что сказать и его работы до сих пор говорят со зрителем. В них жизнь, которую Заботин чувствовал в её кипении и трагических коллизиях, неоднозначности судеб и красоте природы, молниеносности движений и радостных моментах, в гнусности и поэтичности, шероховатостях и музыкальности, мимолётности и вечности.

С уважением,
заместитель главного редактора SAMMLUNG / Коллекция,
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

 

Серия акварелей «Спорт» 1979-1980

 

 

Серия акварелей «Пейзажи» 1962-1998

 

 

 

 

Работы Юрия Заботина

 

С работой «Портрет отца» связана почти мистическая история. Юрий Иванович отправил «Портрет отца» на выставку в Москву в начале 80-х гг. прошлого века. И она там благополучно потерялась после закрытия выставки. Отец очень переживал по этому поводу… И вот буквально лет пять назад мне звонят из Пермского филиала Союза художников и предлагают забрать какую-то картину отца. Я иду забирать, мне выдают хорошо упакованный рулон с почтовыми штемпелями, Я разворачиваю… — портрет деда!!! Двадцать пять лет возвращался!

Антон Юрьевич Заботин, сын художника

 

С 1969 по 1971 гг. Ю.В. Заботин находился в лагере ИТК 389/30-I  ст. 206. ч.2. УК РСФСР. Располагалась в бывшей церкви и на улице Свободы:-))) Три года строгого режима.

В 1991 году Юрий Заботин находился под стражей в СИЗО №1 (ст. 108 УК РСФСР)

На зоне отец не сделал себе ни одной татуировки (хотя, конечно, рисовал эскизы, с которых их накалывали друг другу зэки, не бесплатно, конечно — за пачку чая :-)) И «феней» отец не пользовался. Только один случай помню. Ехали мы из мастерской в выставочный зал на троллейбусе, везли работы на его «персоналку» по случаю 50-летия, настроение у отца замечательное. Он передаёт билеты на компостер, потом получает их уже закомпостированные обратно, и всё со словами «будьте любезны», «очень признателен», «огромное спасибо». И тут один здоровый субъект через плечо с презрением «Чё, вежливый шибко?» Отец так же вполоборота:» А что, нынче вежливые опять западло канают?» Субъект завял…

С зоны у него осталась только одна привычка на всю жизнь — чифир…

И ненормативную лексику использовал крайне редко, и никогда в качестве «вводных слов».

Помню, какой-то выставке пермского союза один из художников не без гордости и некоего хвастовства демонстрировал шикарное оформление своих работ — рисунки в тяжелых широких рамах. Отец походя: » Не знаю… Чтобы написать слово «***» на заборе, не надо его выводить антиквой, достаточно лёгкого росчерка». Посмеялись…

Серия акварелей «Кунгур» 1968-1971

 

 

Серия графики «Кунгур» 1968-1971

 

 

Серия рисунков «СИЗО №1» 1991

 

 

 

Серия рисунков «Nu» 1970-1980

 

Пейзажи

 

Серия «Банная гора»

Находясь в заключении отец не сделал себе ни одной татуировки (хотя, конечно, рисовал эскизы, с которых их накалывали друг другу зэки, не бесплатно, конечно — за пачку чая :-)) И «феней» отец не пользовался. Только один случай помню. Ехали мы из мастерской в выставочный зал на троллейбусе, везли работы на его «персоналку» по случаю 50-летия, настроение у отца замечательное. Он передаёт билеты на компостер, потом получает их уже закомпостированные обратно, и всё со словами «будьте любезны», «очень признателен», «огромное спасибо». И тут один здоровый субъект через плечо с презрением «Чё, вежливый шибко?» Отец так же вполоборота:» А что, нынче вежливые опять западло канают?» Субъект завял…

С зоны у него осталась только одна привычка на всю жизнь — чифир…

И ненормативную лексику использовал крайне редко, и никогда в качестве «вводных слов».

Помню, какой-то выставке пермского союза один из художников не без гордости и некоего хвастовства демонстрировал шикарное оформление своих работ — рисунки в тяжелых широких рамах. Отец походя: » Не знаю… Чтобы написать слово «***» на заборе, не надо его выводить антиквой, достаточно лёгкого росчерка». Посмеялись…

 

Больница, МСЧ-1 (хирургия)

 

Серия работ «Цирк» 1977

 

Серия «Танец» 1995

 

Серия «Джаз» 1976-1977

 

 

Пресса о Юрии Заботине

 

Большое спасибо за внимание

С памятью ко всем живым и ушедшим

художник Юрий Заботин,

Антон Заботин

Алексей Сидельников и Михаил Тренихин

 

Художник Юрий Заботин

 

 

__________________

Обсудить материал на форуме >>>