Кульмский крест на портретах Военной галереи

in Зарубежные награды/Искусство

Санкт-Петербургский Эрмитаж, открытый для всех, можно посетить для осмотра экспонатов. Но исследователей и знатоков увиденного очень и очень мало. Поэтому многое мы видим, но не всегда понимаем увиденное.

Одним из знатоков является наш коллега Сергей Головин.

Сегодня представляем вашему вниманию очередную работу Сергея, теперь посвящённую Кульмскому кресту на портретах Военной галереи.

Главный редактор SAMMLUNG / Коллекция Алексей Сидельников


Кульмский крест занимает в списке наград Наполеоновской эпохи особое место. Учреждённый Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III в признание доблести Российских войск, сражавшихся 17 августа 1813 года под Кульмом, Знак отличия Железного креста стал одной из самых спорных наград в среде историков, и исследователей-фалеристов.

Ненадолго прервём рассказ о наградных колодках на портретах Военной галереи и уделим внимание столь важной и интересной теме. Тем более, что в прошлой статье Кульмский крест можно было рассмотреть сразу на некоторых портретах. Ранее он также упоминался при описании портрета полковника Александра Федоровича фон дер Бригена.

Не станем излагать ход самого Кульмского сражения, произошедшего 17-18 (29-30) августа 1813 года – подвиг русской гвардии увековечен в истории и широко известен. Упомянем лишь, что одной из самых значимых работ по Сражению под Кульмом на русском языке является издание «История войны 1813 года за независимость Германии по достоверным источникам» военного историка XIX века генерал-лейтенанта Модеста Ивановича Богдановича1.

Сражение при Кульме 17-18 августа 1813 года. Художник Александр Евстафиевич Коцебу. Холст, масло. 1838 год. Собрание Государственного Эрмитажа

На данный момент наиболее исчерпывающим и объективным трудом по Знаку отличия Железного креста является исследование Виталия Владимировича Бартошевича «К истории Кульмского креста», впервые опубликованного в 2001 году в сборнике статей «В борении с Наполеоном. Нумизматические очерки»2.

В книге известного фалериста Валерия Александровича Дурова «Русские боевые награды эпохи Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов» изданной уже в 2013 году также приводятся некоторые любопытные, хотя отчасти спорные и противоречивые, данные по Знаку отличия Железного креста3, вероятно взятые из «Собрания трудов по русской военной медалистике и истории» Владимира Гвидовича фон Рихтера4. Удивительно, что исследователь столь высокого уровня не обратил внимания на указанную Бартошевичем несостоятельность версии о якобы первоначальном намерении Прусского короля наградить русских гвардейцев Орденом Железного Креста и последующим его переименовании в «Кульмский крест»5.

В своем исследовании Виталий Владимирович Бартошевич затрагивает много различных крайне значительных аспектов по данной теме, в том числе весьма важный вопрос статуса Знака отличия Железного креста в Российской наградной системе. Принято считать, что Кульмский крест был официально приравнен к Российским медалям6. При этом, Бартошевич ссылается на Именной указ Императора Николая I от 20 апреля 1827 года, объявленный в приказе Управляющего Главным Штабом, который гласил: «По встретившемуся вопросу: следует ли нижних чинов, имеющих знак отличия Прусского Железного креста, за маловажные вины наказывать телесно без суда? – Государь Император Высочайше повелеть соизволил: знак отличия Прусского Железного креста считать наравне с Российскими медалями»7.

Но практически ровно за десять лет до этого, 13 апреля 1817 года Императором Александром I в Именном указе, объявленном в приказе Начальника Главного Штаба, на запрос Аудиторского Департамента Главного Штаба Его Величества «…каким правилом должно руководствоваться при рассмотрении дел о подсудимых нижних чинах, имеющих знаки отличия железного креста, пожалованного от Прусского Правительства под Кульмом?» был дан ответ: «С нижними чинами, впавшими в преступление, коим пожалованы Прусские кресты, поступают точно так, как с имеющими знаки отличия Российского Военного ордена»8.

Таким образом, в Царствование Императора Александра I Прусский Знак отличия Железного креста был официально приравнен к Российскому Знаку отличия Военного ордена (Георгиевскому кресту).

Данный факт вносит определённую ясность в вопросе правового статуса Знака отличия Железного креста. Стоит напомнить, что Знак отличия Военного ордена давал обладателю ряд привилегий. Одно из самых существенных состояло в том, что в случае совершения кавалером Знака отличия Военного ордена нетяжкого преступления об этом непременно докладывалось Императору, который лично решал участь подсудимого9.

Можно лишь догадываться, с чем связанна последующая столь значительная девальвация награды. Одной из вероятных версий служит тот факт, что в Декабрьском восстании 1825 года на Сенатской площади Гвардия принимала непосредственное участие, как следствие, такой вопрос мог стать при принятии репрессивных мер к солдатам-гвардейцам на фоне общего ужесточения дисциплины. Однако это только предположение, и данный вопрос требует дополнительного изучения.

Как уже ранее было выяснено, в официальных законодательных документах Кульмский крест именовался Прусским Знаком отличия Железного креста или просто Знаком отличия Железного креста. Однако в современной Отечественной историографии наряду с названием «Знак отличия Железного креста» используется название «Кульмский крест». В связи со сложившейся традицией, такое название приемлемо.

Можно легко убедиться, что путаница с названиями Знака отличия Железного креста была и во второй половине XIX века, так в ранее упомянутом исследовании «История войны 1813 года за независимость Германии по достоверным источникам» Модест Иванович Богданович пишет: «Король Прусский, свидетель подвига русских войск, наградил всех генералов, офицеров и нижних чинов гвардии, бывших в строю 17 (29-го) августа, орденом Железного Креста»10.

Продолжилась она и в начале XX века. Только в издании «Военная галерея 1812 года»11 в приведённых кратких послужных списках генералов, помимо привычного «Знак отличия Железного Креста» значится еще как минимум девять! различных формулировок: Знак отличия Прусского Железного Креста; Знак Прусского Железного Креста; Прусский знак Железного Креста; Знак Железного Креста; Знак Железного Креста за Кульм; Кульмский знак; Железный крест; Прусский Железный Крест; Железный Крест за Кульм.

Однако в самом предисловии к изданию Великий князь Николай Михайлович отмечает: «Такой материал, как послужные списки того времени, не отличается ни одинаковою полнотою, ни достаточною точностью»12.

В «Списке Генералам по старшинству» за 1840 год13 в графе «Знаки отличия Российских и иностранных орденов, аренды и прочие награды» среди иностранных наград Кульмский крест в виде сокращения «Зн. о. Ж. К.» встречается боле полусотни раз. В кавалерах этой Прусской награды числятся и семь генералов, чьи портреты размещены в Военной галерее, а соответственно позднее будут упомянуты в статье. Это генералы от инфантерии14 барон Григорий Владимирович Розен, Матвей Евграфович Храповицкий, Иван Александрович Набоков, генералы от кавалерии Николай Иванович Депрерадович и Петр Александрович Чичерин, генерал-лейтенанты Борис Владимирович Полуектов и Владимир Иванович Каблуков.

Кроме того, среди разбираемых далее портретов, на которых присутствует Кульмский крест, он не обозначен в числе наград согласно «Списку Генералам по старшинству» у генерала от кавалерии Дмитрия Владимировича Голицына и генерал-лейтенанта Иосифа Корниловича Орурка15.

Но еще более удивительно отсутствие в «Списке…» Знака отличия Железного креста у непосредственных командующих в сражении: генерала от инфантерии графа Александра Ивановича Остермана-Толстого и генерала от артиллерии Алексея Петровича Ермолова16.

О наличии Кульмского креста на портретах прославленных генералов, размещенных в Военной галерее говорить не приходится: в обоих случаях награды сокрыты от зрителя: Ермолов изображен со спины, а Остерман-Толстой в шинели.

Портрет генерал-лейтенанта графа Александра Ивановича Остермана-Толстого. Мастерская Джорджа Доу. 1825 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
Портрет генерал-лейтенанта Алексея Петровича Ермолова. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1824 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

Несмотря на то, что Кульмский крест не имел деления на степени, официально существовали две версии награды: солдатская – простой крест из жести размером приблизительно от 39 на 39 мм до 40 на 40 мм и толщиной около 0,4 мм, покрытый чёрной краской и посеребрённый по контуру, имеющий по две пары отверстий для крепления на каждом луче (всего шестнадцать) и офицерская – серебряный крест с рамкой двойного узора (плоского и выпуклого рубчатого), покрытый внутри нее чёрным лаком, с заколкой для крепления к мундиру на реверсе. О точных размерах офицерских знаков судить крайне трудно, так как подлинные прусские знаки представляют собой уникальную редкость. Предположительно, размер знаков мог быть около 41 на 41 мм или 42 на 42 мм17. Данный вопрос также требует дополнительного основательного изучения.

Достаточно хорошо известно число существовавших серебряных Знаков отличия для офицеров, пожалованных от Прусского короля – 443 креста18.

Знак отличия Железного креста (Кульмский крест) для нижних чинов. 1813-1814 гг.Пруссия. Жесть, черная краска, серебрение по кайме. Около 39 на 39 мм. Собрание Музея-панорамы «Бородинская битва»

 

Знак отличия Железного креста (Кульмский крест) для офицеров. Первая треть XIX века, не ранее 1813 года. Частная мастерская, Россия. Железо, литьё, сплав белого металла, ковка. Около 48 на 48 мм. Собрание Музея-панорамы «Бородинская битва»

Логическим продолжением исследования Бартошевича стала статья Татьяны Николаевны Ильиной «Кульмские кресты в собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи», в которой приводится описание, точная масса и химический состав металла восемнадцати Кульмских крестов19. Стоит отметить, что из столь изрядного для такой награды количества рассмотренных экземпляров, лишь только три знака (№ 2, 3 и 4) представляют собой оригинальные кресты прусского производства, при том, все для нижних чинов. Остальные пятнадцать являются дубликатами официальных знаков.

В первых строках своего исследования Виталий Владимирович Бартошевич упоминает о том, что на портретах Военной галереи Знак отличия Железного креста встречается около тридцати раз20. Действительно, Военную галерею по праву можно назвать самым большим собранием живописных портретов, на которых запечатлены эти знаки отличия.

По сложившейся традиции, представляющие интерес фрагменты портретов, были объединены в единое целое и пронумерованы в алфавитном порядке.

Итак, далее следует список, состоящий из фамилий тридцати трех генералов, на чьих портретах были изображены Знаки отличия Железного креста: 1. Андреевский Степан Степанович, генерал-майор; 2. Арсеньев Михаил Андреевич, генерал-майор; 3. Бистром Карл Иванович, генерал-майор; 4. Будберг Карл Васильевич, барон, генерал-майор; 5. Голицын Дмитрий Владимирович, князь, генерал от кавалерии; 6. Депрерадович Николай Иванович, генерал-лейтенант; 7. Дибич Иван Иванович, барон, генерал-лейтенант; 8. Ершов Иван Захарович, генерал-майор; 9. Каблуков Владимир Иванович 2-ой, генерал-майор; 10. Каблуков Платон Иванович 1-й, генерал-майор; 11. Козлянинов Иван Тимофеевич, генерал-майор; 12. Курута Дмитрий Дмитриевич, генерал-майор; 13. Леонтьев Иван Сергеевич, генерал-майор; 14. Мезенцов Михаил Иванович 2-й, генерал-майор; 15. Милорадович Михаил Андреевич, граф, генерал от инфантерии; 16. Набоков Иван Александрович, генерал-майор; 17. Орурк Иосиф Корнилович, граф, генерал-лейтенант; 18. Полуектов Борис Владимирович, генерал-майор; 19. Посников Федор Николаевич, генерал-майор; 20. Потемкин Яков Алексеевич, генерал-майор; 21. Протасов Алексей Андрианович, генерал-майор; 22. Рихтер Борис Христофорович, генерал-майор; 23. Розен Григорий Владимирович, барон, генерал-лейтенант; 24. Саксен-Кобургский Леопольд, герцог, генерал-лейтенант; 25. Свечин Никанор Михайлович, генерал-майор; 26. Сипягин Николай Мартемьянович, генерал-майор; 27. Сталь Карл Густавович, генерал-майор; 28. Трощинский Иван Ефимович, генерал-майор; 29. Хилков Степан Александрович, князь, генерал-майор; 30. Храповицкий Матвей Евграфович, генерал-майор; 31. Чаликов Антон Степанович, генерал-майор; 32. Чичерин Петр Александрович 2-ой, генерал-майор; 33. Юшков Александр Иванович, генерал-майор.

Фрагменты портретов генералов со Знаками отличия Железного креста

Перейдем к непосредственному описанию Знаков отличия Железного Креста, изображенных на указанных фрагментах портретов.

Прорисовка Знаков отличия Железного креста на портретах в значительной мере достойная. Только на фрагментах № 24 – Л. Саксен-Кобургский и 31 – А. С. Чаликов объемность серебряных рамок креста практически не обозначена, а на фрагментах № 10 – П. И. Каблуков и 22 – Б. Х. Рихтер обозначена не в полной мере, поэтому знаки на указанных портретах выглядят в некоторой степени плоскими.

Наиболее бросается в глаза Кульмский крест, размещенный на, на портрете будущего Бельгийского короля, генерал-лейтенанта российской службы, герцога Леопольда Саксен-Кобургского (фрагмент № 24). Цвет рамки креста неестественно белого цвета и значительно выделяются на общем фоне как мундира портретируемого, так и самого портрета. Кроме того, лучи креста имеют крайне заострённую форму.

Портрет генерал-лейтенанта герцога Леопольда Саксен-Кобургского. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1825 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

На фрагменте портрета № 3 – К. И. Бистром по краям верхнего и нижнего лучей креста Знака отличия заметно некоторое подобие шариков/ушек для крепления, которые однозначно позволяют его идентифицировать как награду неофициального производства. Кроме того, хорошо заметна выпуклость самого креста. К сожалению, не представляется возможным достоверно установить, какие из крестов, изображенных на остальных портретах являются оригинальными, а какие копиями.

Портрет генерал-майора Карла Ивановича Бистрома. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1821 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

[Изображение 8] Портрет генерал-майора Карла Ивановича Бистрома. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1821 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж.

Незначительную выгнутость лучей креста Знака отличия также можно весьма отчетливо наблюдать на фрагментах № 2 – М. А. Арсеньев, 11 – И. Т. Козлянинов, 25 – Н. М. Свечин.

Относительно своей оси Кульмские кресты на портретах имеют угол наклона: от незначительного до 450. Лишь на фрагментах № 5 – Д. В. Голицын, 7 – И. И. Дибич, 9 – В. И. Каблуков, 16 – И. А. Набоков, 20 – Я. А. Потёмкин, 29 – С. А. Хилков, 30 – М. Е. Храповицкий и 33 – А. И. Юшков знаки расположены в большей степени прямо.

Расположение же Знаков отличия Железного креста непосредственно на мундирах российских генералов крайне разнообразное. Можно выделить три основных типа, два из которых дополнительно разделив на подтипы.

К первому типу относятся фрагменты портретов № 3 – К. И. Бистром, 5 – Д. В. Голицын, 6 – Н. И. Депрерадович, 7 – И. И. Дибич, 12 – Д. Д. Курута, 15 – М. А. Милорадович, 17 – И. К. Орурк, 18 – Б. В. Полуектов, 23 – Г. В. Розен, 26 – Н. М. Сипягин, 31 – А. С. Чаликов, 32 – П. А. Чичерин, на которых Знак отличия Железного креста расположен в непосредственной близости от одной или нескольких орденских звезд. Данную категорию можно разделить на четыре подтипа.

К первому подтипу первого типа относятся фрагменты № 17 – И. К. Орурк, 23 – Г. В. Розен, 31 – А. С. Чаликов, 32 – П. А. Чичерин, на которых сами знаки расположены ниже звезды ордена Святого Владимира. К следующему подтипу относятся фрагменты № 5 – Д. В. Голицын, 7 – И. И. Дибич и 12 – Д. Д. Курута, на которых Кульмский крест располагается левее и приблизительно посередине между орденскими звёздами Святого Александра Невского и Святого Владимира (Святого Александра Невского и Белого Орла в случае с фрагментом портрета генерала Куруты). К третьему подтипу относятся фрагменты № 15 – М. А. Милорадович и 18 – Б. В. Полуектов, на которых кресты расположены во второй вертикальной линии орденских звезд, ниже звезды ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Наконец, к четвёртому относятся фрагменты № 6 – Н. И. Депрерадович и 26 – Н. М. Сипягин, на которых знаки расположены под немного ниже и левее орденский звезды. На фрагментах № 5 – Д. В. Голицын и 6 – Н. И. Депрерадович сам знак касается бахромы генеральских эполет, а на фрагментах № 7 – И. И. Дибич и 12 – Д. Д. Курута немного уходит под неё.

На фрагменте портрета № 3 (К. И. Бистром) Знак отличия Железного креста расположен правее звезды ордена Святого Иоанна Иерусалимского, после медальной колодки по горизонтали и между верхней и второй лацканной пуговицей по вертикали.

Ко второму типу относятся портреты, на которых Кульмский крест располагается на мундирах без орденских звезд, носящихся слева (фрагменты № 1 – С. С. Андреевский, 8 – И. З. Ершов, 10 – П. И. Каблуков, 11 – И. Т. Козлянинов, 14 – М. И. Мезенцов, 16 – И. А. Набоков, 19 – Ф. Н. Посников, 20 – Я. А. Потемкин, 21 – А. А. Протасов, 22 – Б. Х. Рихтер, 25 – Н. М. Свечин, 27 – К. Г. Сталь, 28 – И. Е. Трощинский, 29 – С. А. Хилков, 30 – М. Е. Храповицкий, 33 – А. И. Юшков.

К первому подтипу второго типа можно отнести фрагменты № 1 – С. С. Андреевский, 20 – Я. А. Потемкин, 21 – А. А. Протасов, 22 – Б. Х. Рихтер, 27 – К. Г. Сталь, 28 – И. Е. Трощинский и 30 – М. Е. Храповицкий, на которых Кульмский крест располагается на левой части мундира наподобие орденской звезды, как самостоятельный знак. Ко второму подтипу можно отнести фрагменты № 10 – П. И. Каблуков, 16 – И. А. Набоков, 19 – Ф. Н. Посников, 25 – Н. М. Свечин, 29 – С. А. Хилков и 33 – А. И. Юшков, на которых Знак отличия Железного креста является неким продолжением наградной колодки, то есть располагается на одной линии с орденскими крестами и медалями (медалью в случае с портретом Юшкова). Кроме того, на фрагменте № 25 (Н. М. Свечин) Кульмский крест расположен под углом около 450 и настолько высоко, что практически упирается левым лучом в подбой корешка эполета. К третьему, самому малочисленному подтипу можно отнести фрагменты портретов № 8 – И. З. Ершов, 11 – И. Т. Козлянинов и 14 – М. И. Мезенцов, на которых знаки расположены незначительно выше (фрагмент № 8 – И. З. Ершов и 14 – М. И. Мезенцов) или ниже (фрагмент № 11 – И. Т. Козлянинов) наградной колодки. При том, на фрагменте № 14 Владимирская лента медали «В память Отечественной войны 1812 года» перекрывает нижний луч креста.

К совершенно отдельному, заслуживающему особого внимания типу ношения Знаков отличия относятся фрагменты портретов № 2 – М. А. Арсеньев, 4 – К. В. Будберг, 9 – В. И. Каблуков и 13 – И. С. Леонтьев, на которых Кульмские кресты прикреплены непосредственно к кирасам. При этом, на фрагментах № 2 – М. А. Арсеньев и 13 – И. С. Леонтьев крест прикреплён к кирасе ближе к центру, за чешуйчатым ремнем. На фрагменте № 9 (В. И. Каблуков) крест прикреплён сбоку кирасы, на фрагменте № 4 (К. В. Будберг) – аналогичным образом, с той лишь разницей, что чешуйчатый ремень, служащий для скрепления половин кирасы между собой, перекрывает правый луч Знака отличия. Данные четыре портрета поистине уникальны, так как отражают способ ношения различных наград на кирасах в первой трети XIX века, в том числе и ордена Св. Анны I-ой степени.

Подводя итоги по сказанному ранее можно сделать несколько основных выводов. Первоначальный правовой статус Знака отличия Железного креста, с учётом того, что он вручался и генералам, и офицерам, и нижним чинам был достаточно значительным, для нижних чинов – максимальным, на который они могли претендовать.

Несмотря на то, что на портретах Военной галереи на мундирах сам знак располагался крайне разнообразно, в целом соблюдалось повеление Прусского Короля, носить награду слева, наряду с орденскими звёздами21, что несомненно подтверждало значимость Кульмского креста. И хотя Бартошевич указывает на смысловое сходство Знака отличия с медалью «Земскому войску», учреждённой в 1807 году22, стоит выделить эту награду в отдельную категорию, ни с чем сравнивая, считать Знак отличия Железного креста своеобразным феноменом Прусской и Российской наградных систем эпохи Наполеоновских войн.

Показателен и тот факт, что из 329 портретов генералов, размещенных в Военной галерее, Кульмский крест изображен на 33, то есть на каждом десятом. Заметим, что многие из перечисленных генералов запечатлены не в гвардейских, а в общегенеральских, гусарских, свитских и иных мундирах, однако Кульмский крест также являлся своего рода отличительным символом принадлежности к Лейб-гвардии.

Завершая рассказ о Кульмском кресте, хочется заверить читателей, что исследования по теме наград на портретах Военной галереи Зимнего дворца будет продолжено.

По-прежнему, связаться с автором, высказать свои пожелания, предложения, аргументированную и подкрепленную источниками критику Вы можете по адресу электронной почты: s.n.golovin@mail.ru .

1 Богданович М. И. История войны 1813 года за независимость Германии по достоверным источникам. Составлена по Высочайшему повелению // Сочинение генерала М. Богдановича: В 2 т. – Санкт-Петербург: В Типографии Штаба Военно-Учебных Заведений. 1863. – Т. II. От возобновления действий после перемирия до прибытия Союзных армий к Рейну. – С. 215-257; прил. С. 691-699.

2 Бартошевич В. В. В борении с Наполеоном. Нумизматические очерки. Киев: Пектораль-Купола. 2001. – С. 121-140.

3 Дуров В.А. Русские боевые награды эпохи Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов. – М.: Достоинство. 2013. – С. 99–106.

4 Фон Рихтер, В.Г. Собрание трудов по русской военной медалистике и истории. Париж: Перв. Украинская тип. во Франции, 1972. 627 с., ил.

5 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 127.

6 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 135-137.

7 1041. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. II. 1827. – 1830. – С. 374.

8 26.787. Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XXXIV.: 1817. – 1830. – С. 190.

9 24.213. Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XXXI.: 1810-1811. – 1830. – С. 170-171.

10 Богданович М. И. Указ. соч. С. 228.

11 Военная галерея 1812 года: издано по повелению государя императора / [под ред. и с предисл. Вел. кн. Николая Михайловича; при участии А.А. Голомбиевского]. – С.-Петербург: Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1912. – 294 с.: портр.

12 Там же, предисловие, б/н стр.

13 Список генералам по старшинству. Исправлено по 20 Июня. – С.-Петербург: В Военной типографии. – 1840. – 404 с.

14 Здесь чины генералов приведены на 1840 год, согласно «Списку Генералам по старшинству», поэтому отличатся от тех, которые значатся в подписях к портретам.

15 Там же, С. 6, 54.

16 Там же, С. 7-8, 11.

17 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 138 ил., 140.

18 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 132-133.

19 Ильина Т.Н. Кульмские кресты в собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Третьей международной научно-практической конференции 16-18 мая 2012г. СПб. – 2012. Ч. I. C. 463-488

20 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 121.

21 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 131-132.

22 Бартошевич В. В. Указ. соч. С. 137.

С уважением Сергей Николаевич Головин

 

Кульмский крест

 

Все материалы автора

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Бриллиантовый Орден Гвельфов

Бриллиантовая Звезда Королевского Ордена Гвельфов Формально Королевский Орден Гвельфов был учреждён принцем-регентом
Перейти К началу страницы