Кир Булычёв. 15 лет со дня смерти

in Новости 1196 views

Кир Булычёв. Мы написали, что 15 лет со дня смерти… Как летит время!.. Казалось, что так недавно он радовал нас своими произведениями, своими встречами с читателями, своими появлениями на телеэкранах. Не помните программы «Этот фантастический мир»? Кир Булычёв и постоянный ведущий этой программы космонавт Георгий Гречко… До чего же интересно было слушать их беседу! Ужасно быстро то время унеслось…

Игорь Всеволодович Можейко (псевдонимы Кир Булычев, Игорь Всеволодович Всеволодов и др.; 18 октября 1934 — 5 сентября 2003) — москвич, русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист и литературовед. Историк и востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982). 

Всем известно, что Кир Булычёв — один из самых популярных советских фантастов. Не сравниваем с братьями Стругацкими, но у них не было такого притягательного произведения для детей, как про Алису! А каков Громозека, Коля, робот Вертер и… Ну сами вспомните другие имена?! Хотя для многих это уже трудно сделать.

«Гостья из будущего» оказала заметное влияние на российскую популярную фантастическую культуру. Однако Кир Булычёв написал и множество фантастики для взрослых, а также научных трудов и стихов. Книги Булычёва экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого российского фантаста!

Кир Булычёв родился 18 октября 1934 году в Москве. Ещё в школе он стал одним из пяти отличников, которые по поручению И. В. Сталина, были приглашены на учёбу в Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза (сейчас Московский государственный лингвистический университет).

В 1957 году Кир Булычёв, тогда известный как Игорь Можейко, окончил переводческий факультет иностранных языков и был отправлен по новой программе помощи развивающимся странам в качестве строителя и переводчика в тропики, в Бирму. Но затем, ввиду своих успехов, занял пост завхоза и внезапно стал популярен среди жён специалистов. Не трудно догадаться почему…

В 1962 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР. После чего наконец смог дать полную свободу своему полёту фантазии.

В 32 года Игорь Можейко совершенно необыкновенным и случайным образом опубликовал свой первый рассказ в журнале «Вокруг света». Многие официальные источники даже не упоминают его, но сам писатель в своей биографии подчеркнул именно этот эпизод жизни. В 1966 году в журнале «Искатель» была напечатана обложка к американскому переводному рассказу, который не прошёл по цензуре. На ней был изображён стул, на нём стояла банка, в которой сидел динозавр. Каждый из коллектива решил написать по рассказу к этой обложке. Путём голосования должен был определиться лучший, который будет опубликован. Но за ночь только один человек написал свой первый фантастический рассказ. И конечно, это был Игорь Можейко.

Рассказ был опубликован под «псевдонимом по необходимости» (сам Игорь Всеволодович думал, что больше никогда ничего не напечатает) — Кир Булычёв. «Кир» — от имени жены писателя — «Кира», «Булычёв» — от девичьей фамилии его матери — «Булычёва». Также известны его наиболее частые псевдонимы: «Южный лесорубник» (Ю. Лесорубник), позаимствованный из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок», «Сара Фан» («С. Фан»).

Игорь Можейко при жизни всегда называл себя скептиком. Он не поступал в союзы писателей, не был членом партий. «Любая партийность — признание человеком желания принадлежать силам стаи. Стайная психология — не моя», — говорил писатель.

Интересны и его книги по истории. Пара сразу вспомнилась: Пираты, корсары, рейдеры; Тайна 1185 года: Русь-Восток-Запад; 7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая. Их, конечно, значительно больше. Но это именно те, обложки которых сразу перед глазами (и, кстати, изданы были уже после кончины Игоря Всеволодовича). И переиздаются. Увлекательное чтение!

Книги Игоря Можейко (Кир Булычёв) «Пираты, корсары, рейдеры»; «Загадка 1185 года. Русь-Восток-Запад», «7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая». Издательство «Вече», 2003-2004

Но почему именно фантастика стала ему так близка? Распространённая в шестидесятые годы реалистическая литература представляла собой связь «человек-человек». И никакую иную. Кир Булычёв считал, что фантастика может сотворить нечто новое: «человек-наука», «человек-время», «человек-общество». «Фантастика — литература социальная. Фантастика — способ думать».

Кир Булычёв «Похищение чародея»

Сегодня очень популярны рассказы про «попаданцев» — людей переместившихся во времени и начавших активно действовать в принявший их исторический период. Но вспомните фантастов — классики давно всё это написали и определили вектор развития подобных произведений. Но как часто эти произведения пусты и самонадеянны. А вот Кир Булычёв, коснулся этой темы удивительно аккуратно, трогательно и почти не фантастично. Почти… Вспомните рассказ «Можно попросить Нину?». Рассказ о разговоре между прошлым и будущим и… встрече.

«… Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я послушно повторял факты, если Нина не верила или не понимала сразу, возвращался, когда она просила пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь ее доверия, когда сказал, что Сталин умрет. Но я потом вернул ее веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клёш и совсем короткие юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные как черти. И дела у Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины; хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придется жить на одну её карточку, рабочую карточку, потому что Вадик посеял карточку где-то во дворе, и только через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и будет снова расстраиваться потому что карточку можно было найти даже через неделю; она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решётку пальто, собираясь погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина устала слушать, то что полагала хорошей сказкой:

— Ты знаешь Петровку?

— Знаю, — сказала Нина. — А её не переименуют?

— Нет. Так вот…

Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине двора есть подвал, закрытый решёткой. И если это октябрь сорок второго года, середина месяца, то в подвале, вернее всего лежит хлебная карточка. Мы там, во дворе, играли в футбол, и я эту карточку потерял.

— Какой ужас! — сказала Нина. — Я бы этого не пережила. Надо сейчас же её отыскать. Сделайте это.

Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла, и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы находимся, — мы были вне времен, ближе к её сорок второму году.

— Я не могу найти карточку, — сказал я. — Прошло много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку обронила ты.

И в этот момент нас разъединили».

Короче, минимум красок, но максимум изображения и чувства. Почему вспомнили этот рассказ? Потому что он выглядит у Булычёва такой самой настоящей правдой, как и Все «Приключения Алисы». Именно повести об Алисе принесли писателю славу в научной фантастике.

Многие критики осуждали Игоря Можейко. Они обвиняли его в плагиате, что Алиса — никто иная, как героиня Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Но Кир Булычёв полностью исключил эту версию. Имя героини было не случайно. Дело в том, что так зовут его дочь. Писатель очень её любил и хотел видеть в своей Алисе — Алису Селезнёву, добавляя в последнюю желанные черты.

Игорь Можейко всегда давал своим персонажам настоящие имена. Например: Селезнёва — это фамилия матери жены Игоря Всеволодовича — Киры.

Несмотря на то, что «Алиса» стала звездой советской детворы, Кир Булычёв считал несправедливым то, что его называли «детским сказочником»: «Когда из меня строят такого пряничного дедушку — это не очень приятно». Никто не хотел издавать его взрослую фантастику, единственный вопрос издателей был: «А нет ли ещё повести про Алису?». Но так как писатель привык уважать читателя, он каждый раз писал новые части к циклу этой замечательной книги «Приключения Алисы».

Помимо хорошо известного призвания Игоря Можейко — писатель-фантаст — ещё он пробовал себя в поэзии и был настоящим специалистом по орденам и медалям. Фалеристика — вот где, среди множества увлечений, Кир Булычёв был признанным профессионалом. Он называл себя дилетантом, считая, что никогда не станет крупным писателем или учёным, потому что интересны не только эти сферы, а всё вокруг.

Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990 — 336 с.

«Мне скучно. Знаете, почему я никогда не стану ни крупным писателем, ни крупным художником, ни крупным учёным? Потому, что мне интересно это, это, это и это. Это плохо. Это может быть хорошо для меня, для получения собственного удовлетворения, но с другой стороны, я понимаю — это и моя слабость. Как художник я — дилетант. Как учёный я — дилетант». Но в фалеристике он был полностью уверен. «Есть только одна область, о которой я знаю, что когда умру — никто не продолжит. Это — фалеристика». Что ж, несмотря на необыкновенный талант этого удивительного человека, он ошибался! Именно в 2003 году, когда не стало мэтра, возник Интернет-проект коллекционеров-фалеристов — форум Фалеристика.инфо, который в настоящий момент объединяет свыше 27 000 человек и из которого выделился и наш журнал Sammlung/Коллекция.

Кстати, Игорь Всеволодович Можейко был внесён нашими коллегами в статью «Фалеристика» Большой Российской энциклопедии как один из известнейших отечественных исследователей фалеристики.

«Фалеристика — это наука о наградах и наградных системах. Я специалист в знаках, орденах, медалях. Я даже — член Комиссии по наградам [имеется ввиду Комиссия по государственным наградам при Президенте РФ — прим. ред.], я заседаю там, знаю это дело и люблю это дело. Я написал книги об этом, каталоги. Вот это, пожалуй, мало кто знает (круг людей не широк), зато тут я знаю, что я знаю! Это очень приятное чувство, что ты знаешь что-то лучше, чем все остальные.», — сказал Игорь Можейко в одном из выпусков телепередачи «Линия жизни» на канале «Культура».

Мы помним Кира Булычёва! Спасибо ему!..

 

Специальный корреспондент Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ

Анастасия Соловьёва

45 лет телепередаче «Очевидное-невероятное» 

40 лет «Вокруг смеха»

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Александр Кибовский. 45!

Сегодня, 15 ноября отмечает 45-летие руководитель Департамента культуры города Москвы, кандидат исторических

Умер Николай Караченцов…

Сегодня не стало Николая Караченцова (27.10.1944-26.10.2018). Замечательный актёр и светлый человек!.. Соболезнования
Перейти К началу страницы