Абрамцево и Сергиев-Посад. Очерк

in Исследования/Музей 1203 views

Читая опусы нашего автора Андрея Пустоварова о поездках по музеям Европы, захотелось сделать свои путевые заметки. Эдакий жанр «хожение», или «что вижу, о том пою». В сущности, тут ведь нужно вдохновение, чтобы такой очерк сделать не скучным. Много вокруг увлекательного, а рассказать вкусно людям с разными интересами — дело непростое. Но вот новая поездка поспособствовала и я решился сделать свой впечатленческий набросок — историко-культурную путевую заметку музейно-коллекционерского плана.

§ 1. Усадьба Абрамцево. 60 км к северо-востоку от Москвы, Сергиево-Посадский район Московской области

Близкая по расстоянию поездка в Абрамцево и Сергиев-Посад удалась! Ездил с давним другом Тимой Сурковым (сейчас сообразил, кажется, в следующем году будет четверть века, как мы дружим, что само по себе примечательно). Даже маленькое путешествие приятнее  и продуктивнее вдвоём с приятным собеседником.

Собственно, ехал я смотреть керамику Врубеля в усадьбе Абрамцево (точное название длиннее — Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» и ему в этом году исполняется 100 лет!), это была основная задача, поскольку хочу сравнить с ней произведения практически неизвестного скульптора Нины Полынской (1914—1989), чья прекрасная коллекция есть в фондах ГМЗ «Царицыно». Московская школа керамики, влияния и отголоски… (Словом, служба и об этом можно будет рассказать отдельно).

Итак, в Абрамцево прекрасная экспозиция керамики эпохи модерна именно художников Абрамцевского кружка. И если кто-то интересуется этим периодом и русским стилем (термин «неорусский» не люблю) и не был в усадьбе Аксакова-Мамонтова — надо ехать! Подробностей истории места упоминать не буду, т.к. эту информацию не трудно найти. Но, для тех, кто не в курсе, напомню, что знаменитая картина «Девочка с персиками» была написана Серовым именно в Абрамцево. Уж это полотно вроде бы все знают. Итак, мы ехали на электричке, это весьма удобно. Час езды по Ярославскому направлению и можно выходить на платформу «Абрамцево» в лесу. Это уже заповедник. Километр прогулки по аккуратным дорожкам, с чередующимися лавочками, фонарями и щитами музейной навигации с историей места (на русском, английском и китайским языках) и мы подошли к собственно усадьбе.

Территория Абрамцево довольно компактная (видимо, я вновь всё соизмеряю с родным Царицыно, а там территория императорская), но весьма уютная — купеческая, гостеприимная, сказочная! Я не был тут лет с шести-семи. Удивительно, но терем, его яркая крыша, запомнился с того времени. А вот всё остальное почти как в первый раз. Из неудобств — Главный усадебный дом работает только с экскурсионным сопровождением раз в час и за отдельный билет. Билет мне не страшен, есть удостоверение музейного работника, а вот ждать экскурсию возможности и желания не было, поэтому обошли с Тимофеем всё кроме центрального здания. Кухня содержит внутри произведения народного искусства и состоит из двух комнат. Всякого рода прялки и элементы деревянной резьбы я люблю.

Но вот от Гончарной мастерской — дома с ажурными наличниками — в котором экспонируется керамика Врубеля, Головина и других художников вызвала ощущение… что я попал в рай! Невероятное удовольствие от высокой концентрации шедевров русского модерна! Кстати, рядом расположена «Скамья Врубеля», полностью покрытая великолепными изразцами и накрытая стеклянным колпаком-витриной.

Керамика художников Абрамцевского кружка — это в основном музейные экспонаты, но такие произведения встречаются и в частных коллекциях. Многие работы делались малыми авторскими партиями, поэтому женские образы Врубеля в разных цветовых вариациях встречаются в различных собраниях (например, «Девушка в венке» мне встретилась в Абрамцево в третий раз после Третьяковки и ВМДПНИ на Делегатской).

Далее была Баня-Теремок, перед которой установлена «каменная баба». А теремке экспонируются изделия абрамцевской столярной мастерской. Весьма изящные скамьи, столы, рамы и т.п.

Одно из сокровищ музея-заповедника Абрамцево — Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1881-1883, арх. П.М. Самарин по рисункам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова). Тут уж художники сделали всё, использована и резьба по дереву, и керамика, и росписи, и мозаика, и витраж, и оконные решётки. И всё местного производства. Модерн! Проектируется всё от архитектурного плана до дверных ручек и предметов интерьера. Очень цельный проект!

Далее посмотрели Избушку на курьих ножках, возле которой также стояла «баба» (не яга, а каменная и под навесом — смотрится как боец у Кремля — понимаю, что нельзя позволить эрозии испортить археологический экспонат под открытым небом, но явно Мамонтов такую прозрачную будку не планировал).

Спустились к реке Выре, посмотрели кувшинки и оценили рельеф местности. Мне есть, с чем сравнивать: Международный музей керамики в Фаэнце (Италия), Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Скансен парк в Стокгольме. Но это своё, «доморощенное», направление искусств и ремёсел (arts&crafts) конца XIX века, сочетание архитектуры и произведений декоративного искусства её наполняющей, всё же очень недурно воспринимается как за счёт качества произведений, так и за счёт цельности ансамбля и убранства.

§ 2. Музей игрушки. Сергиев-Посад, Московская область

Не заехать из Абрамцево в Сергиев Посад было бы странно, рядом же. Думали, заехать ли в Хотьково, но в маршрутке решили всё же в Посад.

Я по пути вспомнил о том, что там есть Музей игрушки, где я не был. А по работе тоже надо бы, уж после создания собственной выставки керамической игрушки из собрания ГМЗ «Царицыно» (где в т.ч. представлено много экспонатов из коллекции Н.М. Церетелли-Г.Д. Костаки). Было бы преступно не посмотреть детище Николая Дмитриевича Бартрама (1873―1931), основателя музея, искусствоведа и коллекционера. Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

Строго говоря, музей делится на три тематических блока: народная игрушка (археология, дерево, керамика, папье-маше и др.), дореволюционная игрушка (особенно восхитили предметы, которыми играли последние Романовы, включая цесаревича Алексея), советские игрушки (от кустарных агитигрушек 1920-х годов до вполне промышленного производства 1950-х — 1970-х). Кстати, Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама этой осенью (а именно в октябре) отмечает своё столетие! Хотя в этом здании он живёт с 1931 года.

Так что коллекционерам, даже собирающим не игрушку, сходить стоит. Удивительная атмосфера! Кому-то ближе будет дореволюционное, кому-то советское, кому-то — традиционное. Мне понравилось всё! Традиционные игрушки в таком количестве и разнообразии я видел только  в экспозиции Русского музея, представлено много промыслов, но акцент, конечно, на посадскую резную игрушку. Игрушки императорского периода очень утончённые, эстетизм во всём! Куклы, пароходы, солдатики с царскими знамёнами, лошадки,гарнитуры и сервизы, паровозы. шедшая эпоха. Советика агитационна и подчёркивает новые символы, культ здоровья и спорта (хотя подумалось, что любая игрушка — по-своему агитация, вопрос за что она агитирует). Тоже уже вожделенные коллекционные образцы! А вот интересно, сколько сегодня коллекционеров антикварных игрушек? И что собирают? Машинки, кукол, железные дороги, солдатиков? Наверное, всё.  Хорошо бы познакомиться с такими энтузиастами, разбирающимися в теме. Коллекционеры народной игрушки мне знакомы, как минимум трое: Георгий Мельников, Илья Колкер и Марианна Обоева. А вот не народная игрушка и чтобы были коллекционеры, а не просто собиратели… Хорошо бы познакомиться и пообщаться!

Хотелось бы отметить, что все представленные игрушки — образцы, которые не только хороши для коллекционера, но и вызывают зависть… такие игрушки хочется дать своему ребёнку. Это элемент воспитания. И это — своё, сделанное в России. И это то, что имеет замедленное действие, но эффект важнейший. И тут вспоминаются современные магазины игрушек для детей и бесконечные витрины китайского хлама… Уродливые и противные образы, страшненькие персонажи, плохое качество изготовления… Поневоле задумываешься, что лучше купить ребёнку антикварное, или хотя бы винтажное. А может быть это просто внутренний коллекционер и музейщик брюзжит.

§ 3. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Сергиев-Посад, Московская область

Ну а после решили всё-таки пойти в лавру. Время было уже вечернее, около половины пятого. Тимофей, как человек интересующийся фортификацией, хотел осмотреть все стены. И когда нас не пустили к стене (т.к. служебная территория), наши вздохи услышал выходивший с этой самой служебной территории доброжелательный сотрудник монастыря. -А что Вы хотели?
-Интересуемся фортификацией, хотели посмотреть стены и башни…
-Подождите меня пять минут вот здесь, возле храма, мне надо отнести бумаги.
Наш неожиданный благодетель, представившийся Артемием, вернулся.
-Пойдёмте, братья!
И поводил нас по всему периметру стен и башен, завёл в подсобные помещения, кельи братьев, общежитие Московской духовной академии. Водил два часа по закрытой территории. Что он нашёл в нас? Любопытство и горящие глаза? Увидел исследователей? Может быть мы сильно отличались как от паломников, так и от туристов, а может быть просто никто не рвётся на закрытые части… Надо сказать, что раньше я и не рвался, а ходил только по общедоступным частям Лавры. Но в этот раз, благодаря нашему невольному гиду Артемию, мы со всех сторон облазили стены и башни, изучили какие кирпичи видели и выдержали осаду Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов в 1608—1610 годах. Стены после того были надстроены на треть высоты. Кстати, мы и первозданные фрагменты стен посмотрели!

Особенно приятно, что там не было людей, от этого было очень странное впечатление, ведь стандарт — это когда ты ходишь среди толпы паломников и туристов (в последние годы особенно много китайцев). А тут — персональная экскурсия только на нас двоих. Удивительная какая-то сосредоточенно-созидательная тишина, как и подобает древней обители. Хотя жизнь идёт, братия молятся, печатаются книги, пекут хлеб. Но нет суеты.

Другая Лавра, Лавра unseen. Заходили в Водяную, Пивную, Каличью, Уточью и Пятницкую башни. Ввиду отсутствия необходимости в оборонительных сооружениях, уже в XIX веке главный монастырь страны стены и башни начинает обживать. Теперь там и кельи, и иконописные мастерские, и паломнический центр, издательство, пекарня и др. Кстати, о пекарне — местные медовые коврижки — это что-то. Мои запасы, привезённые домой, были за два дня сметены домашними. Очень вкусно!

Надо прямо сказать, что такой Лавры у меня ещё не было! А мой друг Тимофей после посещения Лавры и города так просто заявил, что с удовольствием бы поселился в Посаде. Другой ритм, нежели в мегаполисе. Да и намоленное место! Когда-то и Москва была городом, а не мегаполисом, уютным и домашним. И эти времена ещё помнят наши бабушки и деды. Но теперь столицу пытаются расширить хотя бы на пару областей, что не слишком удобно для москвичей. …Следующая остановка — Калуга… Но это суровые будни, а мы вернёмся в Сергиев Посад.

Добрались до вокзала и прыгнули в подъехавший экспресс до Москвы. По пути на закате из электрички с моста удалось снять Покровский Хотьков монастырь, куда в этот раз не успели.

В общем, впечатлений много и хватило сил сделать путевую заметку.

Можно смотреть и знакомые места с неожиданного ракурса!


Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Фото автора

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Битва при Мохаче (1526)

МО́ХАЧСКАЯ БИ́ТВА 1526, ме­ж­ду ар­мией тур. сул­та­на Су­лей­ма­на I Ка­ну­ни и вой­ска­ми венг. и чеш. ко­ро­ля Лай­о­ша II.
Перейти К началу страницы