Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018)

in Новости

· 7 августа стала известна печальная новость о смерти моего ангела-хранителя, повергшая в шок…

Лидия Владимировна Андреева (14 января 1930 – 7 августа 2018) — ведущий специалист по художественному фарфору в России, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ, кандидат искусствоведения. В октябре 1987 года Лидия Владимировна пришла на работу в ГМЗ «Царицыно»  (в то время – Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР), где проработала почти 30 лет заведующей отделом декоративно-прикладного искусства и ведущим научным сотрудником. Практически до последнего дня  она продолжала активно участвовать в жизни музея, консультируя сотрудников, занимаясь подготовкой научных статей в «Царицынскую энциклопедию» и генерального каталога музея.

В конце 1950-х участвовала в формировании выставочных фондов декоративно-прикладного искусства Министерства культуры СССР, работая в музейном секторе Отдела изобразительных искусств и охраны памятников. 1958—1987 была старшим научным сотрудником сектора русского изобразительного искусства и архитектуры XVIII—XX вв. Института истории искусств АН СССР. В послужном списке Лидии Андреевой также участие в работе экспертных комиссий СХ СССР, коллегии Министерства культуры СССР (до 1989), Министерства культуры РФ (до 2006), отбиравших и приобретавших произведения для выставочно-музейных фондов. В годы работы в Институте истории искусств Андреева защитила кандидатскую диссертацию и издала монографию «Советский фарфор. 1920—1930 гг.» (М., 1975), написала главы для коллективных трудов «Советское декоративное искусство 1917—1945. Очерки истории» (М., 1974), «Русская художественная культура конца XIX – начала XX вв» (тома I и II, книги 2 и 4. М. 1969-1979), «Агитационно-массовое искусство первых лет Октября» (М., 1970).

Научную деятельность Андреева успешно совмещала с выставочной, участвуя в организации всесоюзной выставки «Искусство в быт» (Москва, Манеж, 1961), выставки «Декоративное искусство СССР» (Манеж, 1968),  международных проектов (выставка  Международной академии керамики в Праге (1962), «Париж-Москва 1900-1930» (1979) и «Москва-Париж 1900-1930» (1981), «Квадриеннале художественного ремесла в Эрфурте» (ГДР – куратор, участник симпозиумов 1970, 1974, 1978, 1982), «Искусство в производстве. Советский текстиль, костюм и фарфор 1917—1935» (Оксфорд, Лондон, 1984) и многие другие.

Многие годы Лидия Владимировна Андреева была членом Художественного совета ЛФЗ имени Ломоносова, а затем АО «Императорский фарфоровый завод». Постоянно посещая ведущий фарфоровый завод страны, она близко знала всех его художников и многих ведущих живописцев. Помогала художникам завода в организации выставок их произведений в музеях страны. Неоценим личный вклад Лидии Владимировны в защиту коллекции дореволюционных и советских шедевров завода от попытки её вывоза за рубеж в начале 2000-х годов и создании Музея Императорского фарфорового завода в составе Государственного Эрмитажа.

В начале 1990-х участвовала в деятельности первой ельцинской Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ, в которой в то время были также Н.А. Сивова, коллекционеры И.В. Можейко (более известный под литературным псевдонимом Кир Булычёв) и А.М. Авербах. Сейчас хотелось бы уточнить этот эпизод богатой биографии Лидии Владимировны.

Лидия Владимировна является автором юбилейной выставки «250 лет русского фарфора», состоявшейся в Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу (1995). Экспозицию составили около трех тысяч произведений, представляющих историю фарфора в России с середины XVIII века до наших дней. К выставке был издан каталог, включивший произведения различных заводов (Андреева Л.В. Русский фарфор. 250 лет истории. Каталог. 2 тома М.: Авангард, 1995. 200 с., 96 с.).

В октябре 1987 года Лидия Владимировна пришла на работу в ГМЗ «Царицыно»  (в то время – Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР). Она — автор-составитель самой подробной и известной книги о Царицыне (Музей-заповедник «Царицыно»: Дворцовый ансамбль, парк, коллекции. М., 2005 — 248 с.), ею написаны множество статей и научных работ об истории этого места, его создателях и знаменитых обитателях, об уникальном садово-парковом ансамбле и о коллекции музея, которая создавалась при ее непосредственном участии. Василий Баженов, архитектор, который создал Царицыно в конце XVIII века, всегда воспринимался Лидией Владимировной как  живой современник.

По своей привычке фиксировать ценные для меня моменты, я сделал несколько фотографий с Лидией Владимировной, когда она 5 июля приезжала в Царицыно (как оказалось, в последний раз!) для работы над энциклопедией и чтобы внимательно осмотреть экспозицию Третьей российской Триеннале современного гобелена. Чудесно поработали…

Мы познакомились с Лидией Владимировной шесть лет назад, когда я стал директором московской галереи Императорского фарфорового завода. Практически два года мы общались регулярно, я бывал у неё в гостях по много часов, беседовал об искусстве, о её удивительной судьбе, работе в Министерстве культуры СССР, Институте искусствознания и Царицыно. Государственник и патриот, она тонко чувствовала отечественное искусство, не стесняясь выделять ценное и говорить о дурном. Из суеты в суть. Зная мою любовь к декоративно-прикладному искусству, год назад, в 2017 именно Лидия Владимировна рекомендовала меня в научно-исследовательский отдел Царицыно. Мы планировали сделать интервью для Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ в сентябре, говорили по телефону на прошлой неделе и должны были встретиться, чтобы продолжить записывать её мемуары… Теперь остаётся только воспользоваться собственным архивом и записями её голоса на диктофоне. Яркая звезда искусствоведения,  чуткая и добрая женщина, чьим жизненным кредо было восстанавливать разорванные связи русской культуры (1917 и 1991).  Она была глубоко укоренена в православной традиции, веру воспринимала глубоко лично, оберегала от нескромных, праздных взглядов. И какими наполненными смыслом были часы бесед с ней. Невосполнимая потеря и горькая утрата удивительного человека и потрясающего профессионала… Царствие Небесное!


Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Награды императорской России

Спасибо всем принимающим участие в пополнении каталога Наград Российской империи 1702—1917 (https://catalog.faleristika.info) материалом!
Перейти К началу страницы