Итальянцы в России

in Зарубежные награды

Итальянцы в России. Московский Кремль с его стенами и башнями, прекрасными соборами строили итальянские архитекторы. Аристотель Фиорованти (Aristotele Fiorovanti), Марко Руффо (Марко Фрязин), Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari), Пётр Фрязин, Алоизио из Каркано (Aloisio da Carcano), известный как Алевиз Старый, и Антонио Джилярди (Antonio Gilardi), известный как Антон Фрязин, Алевиз Новый (Aloisio Nuovo), Бон Фрязин и многие другие. Это хороший вариант межкультурной коммуникации! И Московский Кремль сегодня воспринимается как исконно русское, как национальный символ, хотя зубцы-мерлоны башен имеют много аналогов в Италии. Можно сказать и о кулинарии, ведь итальянская пицца и макароны — что-то уж совсем ставшее родным.

Но сегодня вспомнилось другое. 1941 год. Когда войска «просвещённой Европы» (Германия, Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия, Хорватия, контингенты из Франции и Испании) вдруг оказались на территории нашей страны. Вспомнилось это, кстати сказать, после просмотра итальяно-советской мелодрамы «Подсолнухи» (итал. I Girasoli, 1970) с участием блистательного дуэта Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Не смотрели? А стоит посмотреть!

Кадры из фильма «Подсолнухи» (итал. I Girasoli, 1970). В главных ролях Софи Лорен (Sophia Loren) и Марчелло Мастроянни (Marcello Mastroianni)

Про войну, про жизнь, про любовь. Здесь об ужасах войны вскользь, но впечатления сильные. Сегодня так не снимают. Другой итало-советский фильм «Они шли на Восток» (итал. Italiani brava gente, 1964), затрагивающий эту же тему, можно назвать более пропагандистским. Но коль скоро снимали сами итальянцы о том, что не надо в Россию с войной, отчего ж их ругать? Кстати в начале фильма, сказано, что использованы воспоминания участников и дневники погибших.

Кадры из фильма «Они шли на Восток» (итал. Italiani brava gente, 1964)

Кстати, было приятно увидеть в фильме Питера Фалька (Peter Michael Falk), который хорошо знаком отечественному зрителю ролью лейтенанта Коломбо. А тут он сыграл роль капитана-медика, сноба, сына высокопоставленного влиятельного отца.

«Невероятные приключения итальянцев в России» — это не только название ещё одного популярного фильма, но и нечто много более страшное. Это ещё и войска, присланные Муссолини на Восточный фронт, в СССР. Первоначально — «Экспедиционный итальянский корпус в России» (итал. Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR). С июля 1942 года, после пополнения и переформирования, CSIR сменил название на «8-я итальянская армия», она же «Итальянская армия в России» (итал. Armata Italiana in Russia, ARMIR).

Почему всё это вспомнилось? В общем достаточно просто — коллекцию пополнил артефакт времён Великой Отечественной войны, крест CSIR (La Croce commemorativa del Corpo di Spedizione Italiano in Russia), он же «Ледяной крест» (Croce di Ghiaccio). Награда негосударственная (как многие итальянские кресты и медали, учреждённые в память различных армейских соединений и боестолкновений, то есть, по сути, ведомственные).

Крест учреждён в 1943 году командующим 8-й Армии (№ 012/80 от 12.5.1943), как «Памятный крест о времени, проведённом в России». Носить крест нужно было с левой стороны груди над карманом военной формы. Стоимость креста составляла 6 лир, военнослужащие Итальянского экспедиционного корпуса  России (CSIR) самостоятельно заказывали его непосредственно в фирме Lorioli в Милане. Приказом № 012/100 от 14.5.1943 крест от лица Дуче можно было распространять всем, кто участвовал в кампании в России.

Памятный крест Экспедиционного итальянского корпуса в России (итал. La Croce commemorativa del Corpo di Spedizione Italiano in Russia), он же «Ледяной крест» (итал. Croce di Ghiaccio)

Форма креста относится к геральдическому укороченному лапчатому кресту (у Вильяма Похлёбкина указан как «Австрийский крест»). Выполнен из белого металла. С лицевой стороны крест покрыт белой краской. По краю идёт тонкий выпуклый витой кант. На гладком реверсе в верхней части выбиты надписи: «DNJEPR» («Днепр») и «DONETZ» («Донец»), а внизу стоят даты: «LUGLIO 941, LUGLIO 942» («Июль 1941, июль 1942»). В горизонтальной плоскости (слева-направо) написано «BUG» («Буг») и «DON» («Дон»). В центре креста крупными литерами выбита надпись «C.S.I.R.». На нижнем луче под датами располагаются инициалы и адрес изготовителя — «LORIOLI MILANO ROMA, A PICOZZI MILANO». Крест с помощью трапециевидного ушка подвешивается к чёрно-белой ленте. Крест имеет размеры 43 х 47 мм, толщину 2,5 мм, ширина ленты 36 мм.

Памятный крест Экспедиционного итальянского корпуса в России (итал. La Croce commemorativa del Corpo di Spedizione Italiano in Russia), он же «Ледяной крест» (итал. Croce di Ghiaccio)

Надо сказать, что предметы фалеристики Италии довольно красивы, хотя и не очень популярны в России. Есть множество блестяще выполненных шедевров медальерного искусства, просто потрясающие образцы малой пластики. Но описанный выше крест можно назвать суховато-примитивным. Иногда попадаются его сравнения с немецким Железным крестом, но немец много изящнее. Тем не менее, главное достоинство креста CSIR — историческая ценность и связь c военными годами.

Но по сравнению с другими имеющимися итальянскими наградами эта, конечно, проигрывает. Специально решил сфотографировать планшет. Но наличие этого креста в коллекции всё же очень радует даже в таком «поношенном» виде. Может от того, что уже несколько лет хотел заполучить.

Награды Королевства Италия на планшете. Среди них крест Экспедиционного корпуса в России. Пример хранения коллекции

Такое напоминание о событиях Второй Мировой войны… Интересно, а какие ещё награды были у итальянцев связаны с Восточным фронтом? Медали и кресты, возможно, от ветеранских организаций. Точно знаю про нагрудный знак «Fronto Russo», попадались на глаза несколько медалей дивизий, но специально никогда не составлял список. Много ведь было дивизий с красивыми названиями: пехотные «Сфорцеска», «Равенна», «Коссерия», «Виченца»; альпийские «Юлия», «Кунеэнзе», «Тридентина» и другие. Берсальеры — отдельная история. А если каждая часть имела свою памятную медаль? Это уже целая тема! Надеюсь на помощь коллег-коллекционеров в этом вопросе. Наверняка знатоки подскажут!

Где оказались итальянцы, пришедшие в 1941—1943 годах в Россию? Некоторые — в московском метро: были замечены на станции Тверская в июне 2017 года. Их даже сотрудники полиции не останавливали. Целая толпа представителей различных родов войск (были и bersaglieri, и alpini, и MVSN). Смотрелись очень неожиданно! Купили в кассе билеты и прошли себе через турникеты на эскалатор.

Фашисты в московском метро, июнь 2017 год

Но это реконструкторы, ребята, которым все рады. А вот с их реальными прототипами оказалось много хуже! Около 130 000 итальянцев было окружено в ходе наступления советских войск в 1943 году. Если верить итальянским источникам, около 20 800 солдат погибло в боях, 64 000 было захвачено в плен и 45 000 удалось отойти. Национальный союз итальянских ветеранов России (итал. l’Unione nazionale italiana reduci di Russia (UNIRR)) утверждает, что погибших и пропавших без вести было около 95 000, но не имеет точных цифр, сколько среди них пропали без вести, погибли в бою или из-за обморожений и истощения во время отступления, или будучи в плену. Последние исследования сообщают, что в зимний период 1942-1943 годов Красная Армия захватила около 70 000 итальянских солдат, из которых 22 000 не добрались даже в лагеря и умерли в дороге (итальянцы именую их как «marce del davaj» — марши «давай!»). Ну что тут сказать? Собственно, предки воинов CSIR-ARMIR ещё в Древнем Риме знали формулу: «Qui gladio ferit, gladio perit» («Кто воюет мечом, от меча и погибает»). Нам эта фраза более знакома по фильму «Александр Невский» (кто к нам с чем чего — сам от того — того!). К концу февраля 1943 года Муссолини вывел остатки 8-й армии с Восточного фронта. Когда новости из России достигли Италии, популярность итальянского дуче резко снизилась.

А помните стихотворение поэта Михаила Светлова «Итальянец»? Слышали?

Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…

1943

Лучше, чем Светлов, сформулировать сложно… Всё же лучше культурный обмен, туризм, посещение музеев. Ох уж этот курс евро, санкции и прочая злоба дня… А так бы ездили больше и чаще смотреть прекрасную Италию…

Тут, кстати, хочется вспомнить несколько экспонатов времён итальянского фашизма из Международного музея керамики в Фаэнце (кстати, слово «фаянс» произошло от название этого места). Об этом музее хорошо бы сделать отдельный материал. В выставочных залах собраны произведения из мастерских итальянской керамики от Средневековья до XIX века, керамика древнего Ближнего Востока, средиземноморья эпохи эллинизма, доколумбовая керамика Америки, исламская керамика. Большой раздел посвящен керамике XX—XXI веков (прекрасная коллекция керамики модерна и символизма). Четыре часа осматривал только то, что есть в экспозиции и практически бегом. Но сегодня вспомнились две работы 1941 года: «Мать легионера» и «Мать солдата». Тогда привлекли внимание даты создания и подумал, что пригодится их заснять. И вот пригодилось спустя два года!

Первая работа скульптора Анжело Бьянчини (итал. Angelo Biancini 1911–1988) — «Мать легионера» (итал. La madre del legionario) напоминает мадонну. Трагически-нежная скульптура, изображающая скорбящую женщину. Проводившая сына на войну, а может быть уже получившая весть о его гибели?

Анжело Бьянчини (итал. Angelo Biancini 1911–1988). Скульптура «Мать легионера» (итал. La madre del legionario). Майолика. Мастерская Савиони Арнальдо. 1941. Международный музей керамики, Фаэнца (Museo Internazionale delle Ceramiche in Faenza (MIC)). Фото Михаила Тренихина

 

Вторая работа мне в момент посещения музея осенью 2016 года показалась несколько грубоватой. Но сегодня, пересмотрев, подумал, что всё не так просто. У скульптуры «Мать солдата» (итал. La madre del soldato) два автора — Эмилио Косадио (итал. Emlio Casadio 1902–1964) и Карло Корви (итал. Carlo Corvi 1904–1978). И, как оказалось, работа сразу после создания в 1941 году получила Приз Фаэнцы в III Конкурсе национальной керамики. Как хорошо, что сфотографировал этикетку! Этикетаж дело очень серьёзное.

Эмилио Косадио (итал. Emlio Casadio 1902–1964), Карло Корви (итал. Carlo Corvi 1904–1978). Скульптура «Мать солдата» (итал. La madre del soldato). Майолика. 1941. Приз Фаэнцы в III Конкурсе национальной керамики, 1941. Международный музей керамики, Фаэнца (Museo Internazionale delle Ceramiche in Faenza (MIC)). Фото Михаила Тренихина

Но, всё-таки, приятно, что события 75-летней давности, о которых вспомнилось — исключение в итало-российских отношениях.

К большому счастью, Италия для нас (да и для всего мира) — культурное наследие Римской империи и Эпохи Возрождения, сокровищница памятников  истории и искусства. Да сами города: Рим, Венеция, Флоренция и многие-многие другие — ассоциируются именно с искусством. Кстати, приведу несколько своих постпутевых историко-культурологическо-художнических заметок. Несколько рисунков из серии «Города за чашкой кофе».

Тренихин М.М. Графические листы «Рим и Ватикан», «Флоренция», «Венеция» из серии «Города за чашкой кофе». Бумага, гелевая ручка, кофе. Все 29,5х21. 2016

Посмотришь на всё, и понимаешь: «Ребята, давайте жить дружно!». Но и трагические события забывать нельзя. И объекты коллекционирования (будь то награды, художественная керамика, фотографии, живопись) нам в этом в помощь! Ведь как верно заметил Ираклий Андроников «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью».

Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Купить и продать иностранные ордена, кресты, медали, нагрудные знаки можно на форуме «Фалеристика.инфо» в разделе «Зарубежные награды и знаки.Торг».

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы