Царицыно на тарелке

in Музей/Новости 1032 views

Рады сообщить приятную новость! Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» Михаил Тренихин подготовил серию декоративных тарелок из фаянса с видами архитектурного ансамбля Царицына. Тарелки являются официальным сувениром музея-заповедника и уже поступили в музейный магазин. Поздравляем! Теперь хотелось бы предоставить слово самому художнику и искусствоведу.

Главный редактор Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ
Алексей Сидельников

Царицыно — место удивительно привлекательное, магнетическое. Великолепная природа, постоянно изменяющееся небо, место где чувствуешь очень остро смену времён года. Место сосредоточения. И, конечно, архитектура мирового уровня, самый крупный ансамбль руссой готики!  Вот уже год я являюсь сотрудником музея и кроме трудов над его историей, работой над изданиями и выставочными проектами, сложно было не отразить образ Царицына в графике. Но любой рисунок может увидеть небольшое количество людей, иное дело — тиражная графика. Но поскольку я имел опыт работы с фарфором, руководство музея одобрило идею создания сувенирной серии тарелок. Задача это сложная: нужна и привлекательность для широкой публики, и определённая сдержанность, и соответствие музейному уровню, и возможность качественной адаптации на керамике.

Оригинал-макеты были нарисованы вручную карандашом и акварелью в стопроцентном масштабе (20 см диаметром). Рисунки отсканированы  в высоком разрешении, вычищены и подготовлены для печати деколей (по сути — «переводная картинка» на плёнке). Надо отметить отменную цветопередачу и максимальное сходство с исходниками. На обороте тарелки имеют логотип музея-заповедника «Царицыно», указание автора и название, клеймо автора. Имеется крепление для подвешивания тарелки — металлическая петля.

Заглавная тарелка изображает императрицу Екатерину II с регалиями ордена Святого Андрея Первозванного (звездой и орденским знаком на чресплечной ленте) на фоне обобщённого образа Большого дворца. Государыня Екатерина Алексеевна (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, 1729—1796) является «брендом» Царицына и это не случайно! В 1775 году — Екатерина II приобрела усадьбу князей Кантемиров Чёрная грязь и переименовала её в Царицыно. После коро­нации (в 1762 году) Екатерина II четыре раза побывала в этих местах – в июне 1763, в июле и сентябре 1767 и в 1785 году. В 1776—1785 годах проходило строительство архитектурного комплекса архитектора В.И. Баженова. В 1785—1796 годах проходила стройка архитектором М.Ф. Казаковым Большого дворца, который так и не был завершён в связи со смертью Екатерины II. Именно поэтому на тарелке изображена только обобщённая «идея-мечта» дворца.

Кстати, в следующем году мы будем отмечать 290-летие императрицы.
Тарелка декоративная «Царицыно — сущий рай» из серии «Царицыно». Художник Михаил М. Тренихин. Фаянс, деколь. Диаметр 20 см. 2018

На второй тарелке изображён Фигурный мост (1776–1778), с которого начинаются строительные работы Баженова в Царицыне. Мост похож на крепостное сооружение с массивными башнями и проездной аркой и служит парадным въездом в резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов.

Тарелка декоративная «Фигурный мост» из серии «Царицыно». Художник Михаил М. Тренихин. Фаянс, деколь. Диаметр 20 см. 2018

Третья тарелка посвящена одному из любимых гостями музея сооружению. Фигурные (Виноградные) ворота, были построены в 1777–1778 годах по проекту Василия Баженова. Это одно из первых сооружений всего царицынского ансамбля.  Ворота  обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называет сам Баженов – благодаря затейливым формам и декору. Второе название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.

Тарелка декоративная «Виноградные ворота» из серии «Царицыно». Художник Михаил М. Тренихин. Фаянс, деколь. Диаметр 20 см. 2018

Большой мост через овраг стал сюжетом четвёртой тарелки. Это одно из главных сооружений царицынского ансамбля, построенное в 1778-1784 годах. Именно с него – по замыслу архитектора Василия Баженова – должна начинаться дворцовая часть резиденции. Парадный 80-метровый мост считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства. Массивное сооружение кажется легким из-за арочных пролетов — широких у основания и узких в верхней части. Мост богато и причудливо декорирован. Арки напоминают порталы готических соборов. Краснокирпичная кладка украшена белокаменными геометрическими фигурами.

Тарелка декоративная «Большой мост через овраг» из серии «Царицыно». Художник Михаил М. Тренихин. Фаянс, деколь. Диаметр 20 см. 2018

 


На мой взгляд, проект получился удачным. Для тех, кто интересуется ценой, как сообщили, стоимость одной тарелки составит 450 рублей.

Хочу поблагодарить коллег и персонально директора ГМЗ «Царицыно» Елизавету Борисовну Фокину!

Тарелки декоративные из серии «Царицыно» (художник Михаил М. Тренихин. Фаянс, деколь. Диаметр 20 см. 2018) в Екатерининском зале Большого дворца. Фото Максима Горлова



Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

 

Фарфоровый сервиз «Колокольное семихолмие»

170 лет Карлу Фаберже

Сотрудничество с Советом Федерации

Все ордена на одной тарелке!

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Музей оружия. Тула

Музей оружия в Туле и сюрпризом Выставка трофеев из Сирии. Совпадение рабочих

Итальянцы в России

Итальянцы в России. Московский Кремль с его стенами и башнями, прекрасными соборами
Перейти К началу страницы