Мехувские братья

in Зарубежные награды 1310 views

Благодарим Войцеха Стелу (Wojciech  Stela) и Анатолия Подшивалова за подготовку этого интересного материала и за предоставление его для размещения на страницах SAMMLUNG / КОЛЛЕКЦИЯ.

С уважением Алексей Сидельников

Уважаемые коллеги!

Кто из нас в детстве не зачитывался рыцарскими романами Вальтера Скотта о Квентине Дорварде и доблестном рыцаре Айвенго (Ivanhoe). Последний, с лёгкой руки пишущего на исторические темы публициста Александра Бушкова превратился в состоящего на службе английского короля Ричарда Львиное Сердце новгородского дружинника Ивана с неблагозвучным прозвищем. Правда, писатель забыл (или не внимательно читал роман Вальтера Скотта), что Айвенго – это родовое имя, а не личное (рыцаря звали Уилфредом – конечно, это типично русское имя). Смотрели и фильм про его подвиги с песнями Владимира Высоцкого и не подозревали, что Россия тоже связана с рыцарскими традициями. Ведь в своё время российский император Павел Первый принял под своё покровительство мальтийских рыцарей и мальтийский крест появился на государственном гербе и в виде ордена Иоанна Иерусалимского, введённого в имперскую наградную систему. Несправедливо забытые справедливые начинания Павла были представлены его убийцами и их потомками в карикатурном виде, так же как и его противоречивая личность. А ведь был он первым и последним рыцарем на российском троне, вызвавший Наполеона Бонапарта на поединок, чтобы не кровью солдат, а кровью государей, как в былые времена, решать противоречия между ними. Павел пытался примирить католическую и православную ветви христианства, был, как бы сейчас сказали, эйкуменистом. А для Российской империи это было важно, так как именно здесь эти ветви христианства и сталкивались, порождая кровавые войны. Благодаря «Ледовому побоищу» 1242 г. все знают про рыцарей Ливонского ордена как восточной епархии тевтонских рыцарей-монахов, а вот спроси кого про Мехувский орден, ответят только историки Польши, а ведь это тоже орден древний.

Орден рыцарский, монашеский и орден как награда – это связанные понятия, так как именно с историей братьев-рыцарей и связано и появление первых наград за духовное и ратное служение высоким идеалам. Рыцари-монахи при посвящении отказывались от мирских благ, поэтому, кроме духовного воздаяния их нужно было чем-то награждать, но не деньгами и землями с людьми их населявшими, а знаками, свидетельствующими о высоком подвиге во имя веры. Так и благодаря рыцарским орденам и возникли первые ордена-награды. Недаром слова эти во всех языках тождественны по написанию и произношению, не исключение и русский.

Итак, о Мехувском ордене и его награде, одной из древнейших в Европе.

В 1154 г. князь Генрик сын короля Болеслава выступил во главе отряда польских рыцарей в Иерусалим, на службу Балдуэну III, королю Иерусалима. Среди рыцарей был Якса Грифич (Якса герба Грифон) владелец местечка Мехув (Miechów).

Совсем недавно закончился Второй Крестовый поход, который не принёс успеха крестоносцам: завоевания были ничтожны – рыцари потерпели два крупных поражения при Дерилее и Кадмусе, завязли в боях при осаде Дамаска и не могли двинуться дальше. Обозлённые крестоносцы разграбили византийские земли (христианские, между прочим), особенно «отличились» при этом немцы армии германского короля Конрада Ш. Несмотря на удачные действия объединенных мусульманских сил под командованием талантливого полководца и политика Нур эд-Дина, крестоносцам удалось удержать Иерусалим и ближайшие к нему земли. Ничтожные трофеи, значительные потери в людях заставили пойти рыцарей на переговоры с мусульманским Дамаском и между Иерусалимом и Дамаском в 1148 г. был заключён мир. Благодаря временному военному затишью в Иерусалиме начали образовываться рыцарско-монашеские орденские общины. Члены орденов способствовали распространению христианства, заботились о паломниках в Святую Землю, оказывали помощь раненым и больным. Через два года пребывания в Иерусалиме Якса Грифич получил благословение Альмерика, Патриарха Иерусалимского на создание подобного ордена в Польше, в помощь ему был отряжён учёный монах Марцин Галл из ордена Стражей Гроба Господня. В обязанности этого ордена, кроме вышеизложенных, входило и наблюдение, сохранение и охрана от осквернения места усыпальницы Иисуса Христа, откуда и пошло название ордена. Посланец Патриарха был наделён полномочиям и заданием построить монастырь в польской земле.

Монастырь святой Екатерины Александрийской решено было основать в городке Мехув, вотчине Яксы. Польская епархия ордена Стражей Гроба Господня стала называться Орденом Мехувских братьв (Order Miechowski). Орден стал быстро развиваться, набирая, как сказали бы сейчас, популярность, у жителей окрестных мест. Видимо, деятельность Мехувских братьев немало этому способствовала, ведь они не скакали с копьём и мечом на конях как Тевтонские рыцари, а насаждали веру Христову не огнём и оружием, а смирением и милосердием к страждущим. Глава ордена, имея на это благословение Патриарха, мог награждать светских людей, имеющих заслуги перед Орденом, знаками отличия ордена Мехувских братьев. Первые знаки отличия представляли собой двойной крест – знак стражей ордена Гроба Господня.

В 1374 г. Патриарх Иерусалимский назначил нового главу ордена, называемого отныне генералом Ордена Мехувских братьев. К этому времени генерал стал принимать в Орден больше мирян, которых награждали знаками отличия перед орденом. В ордене существовали две категории: братья, принявшие обет монашества и миряне, не дававшие такого обета, но обязанные жить по христианским заповедям и брать пример с монашествующих братьев. В конце XVII столетия светских членов ордена стали награждать особыми знаками в виде золотой шестиконечной звезды с тупыми крестообразными лучами, имеющими в центе медальон в эмали с буквами CJ – Crux Ierosolymitana – Крест Иерусалимский. Лучи звезды-креста покрывались красной эмалью, носился орден на чёрной с красной каймой ленте.

На основании папской буллы от 30 июня 1818 г. деятельность монастыря была разрешена на территории Российской Империи, где город стал известен как Мiховъ. По разрешению Российского императора (в 1818 г. им был, как известно, Александр I, даровавший конституцию бывшему наполеоновскому герцогству Варшавскому, в которой вновь стало употребляться слово «польский» (во французском варианте Наполеона Бонапарта этого слова в тексте не было), Последним генералом ордена был священник Тадеуш Новиньски (ksiądz Tadeusz Nowiński), который сохранил право награждать мирян Орденом Мехувских братьев до своей смерти в январе 1830 г., уже при императоре Николае Первом. Далее было польское восстание, после чего Николай ограничил вольности поляков, в том числе и права католической церкви в Польше, не избежал этой участи и орден Мехувских братьев.


Представленный на фотографии крест будет включён в новый каталог известного польского фалериста и автора многочисленных каталогов и книг Войцеха Стелы. Выход каталога, посвященного старинным польским наградам, в том числе церковным, планируется уже в первой половине 2019 г.

Войцех Стела (Wojciech  Stela)

Анатолий Подшивалов

Фалеристика Польши

Вильям Похлёбкин. Крест. Символика

Награды из фильма «Четыре танкиста и собака»

 

__________________

Обсудить материал на форуме >>>