Сфрагистика. Вислые печати

in Сфрагистика 2608 views

В Москве в 2002–2003 годах мне довелось познакомиться и в дальнейшем подружиться с известным в археологических и антикварных кругах предпринимателем Андреем Хреновым (1970-2006). При жизни он вселил в мою душу коллекционера фалеристики наград Российской Империи интерес к более древним артефактам славной истории нашей Родины. Юридическое образование и работа с документами закрепили выбор дальнейшего увлечения, и через три года не изменяя фалеристике, стал изучать и погружаться в новую для меня тему – сфрагистику.

Сфрагистика

Сфрагистика – от греческого сфрагио (печать) – наука о печатях, появилась относительно недавно, около ста лет назад. Развитие интереса к изучению актовых печатей (булл) Древней Руси обусловлен фундаментальными исследованиями и работами основоположников сфрагистики: академиков Н.П. Лихачёва, Б.А. Рыбакова, профессора В.Л. Янина, доктора исторических наук, член-корреспондента РАН П.Г. Гайдукова [1], кандидата исторических наук Шандоровской В.С. и иными не менее преданными науке историками. В их работах отражены помимо описаний и фотографий печатей, места их находок, развёрнутые и содержательные описания биографий светских и духовных феодалов, чья деятельность нашла отражение в буллах, а самое главное, аргументированное отождествление артефактов с их непосредственными бывшими владельцами, от чьего имени составлялись документы, либо кем они заверялись.

Актовые печати периода феодальной раздробленности Древней Руси являются одними из артефактов, первоисточниками делопроизводства и документооборота эпохи становления государства, расцвета, раздробленности Руси и дальнейшей централизации государства. Печати являются отражением самоосмысления и понимания своей роли в государственном управлении высшей светской и духовной власти.

Необходимо отметить особую эстетику в оформлении печатей. Большинство печатей (оттиски в свинце) представляют собой рельефное изображение святых небесных покровителей князей, Вседержителя и Пресвятой Богородицы, а также благожелательная надпись. Это своего рода мелкая металлопластика, обереги посланий и одновременно молитвенное почитание собственника печати (князя, военачальника, чиновника, церковного иерарха, городских властей, купцов).

Многие печати несут изображение самого феодала и знаков Рюриковичей (тамги), что даёт современному поколению представление о том, как выглядели князья, об их вооружении, моде и художественных вкусах правящего класса тех веков. Изучение канонических образов ликов святых предоставляет особое эстетическое удовольствие.

В связи с тем, что до наших дней сохранились единичные прижизненные изображения Русских князей, то идеально сохранившиеся на печатях  их изображения имеют неоценимое значение. Например, найдено внушительное количество печатей с изображениями Великих князей — детей Ярослава Мудрого, однако нам неизвестно как выглядел при жизни его дальний потомок – Александр Ярославич Невский.

В кратком и лаконичном тексте печати доносился главный и существенный посыл её владельца. Политические приоритеты, независимость и заявление на самодостаточность, изображение лика святых и самого собственника печати концентрировало основные мировоззренческие установки и предпочтения владельца. Оно было основано на влиянии Византии, а также на традициях, уровне и искусности мастеров, резчиков матриц (буллоториев), духовной установки и канонов церкви, иного комплекса факторов. Печати раннего средневековья свидетельствуют о проникновении византийских образцов не только в Киев и Чернигов, но и в Великий Новгород и об отсутствии отставания древнерусских памятников изобразительного и прикладного искусства от иконографических тенденций того времени. Финансовое положение феодала периода расцвета и стабильности государства в течение XI века позволяло нанимать мастеров из Константинополя, но дальнейшее замещение византийских мастеров русскими, греческого текста кириллицей и сформировало отличительный от Византии художественный стиль, который отразился в значительном количестве прекрасных памятниках сфрагистики.

Дальнейший упадок эстетических норм и упрощение форм художественного языка, связанных с внешними и внутренними факторами, нашли своё отражение на эстетическом и художественном оформлении булл.

В период позднего средневековья изображения на печатях упрощались, становились схематичными и условными, использовались тексты без изображений, в Великом Новгороде применялись символы концов (районов), а на печатях Совета господ этой республики поместили изображения мифических зверей.

Надеюсь, статьи о печатях дадут пользу историкам, обнаружившим неизвестные им ранее формы оттисков печатей, имеющихся в частной коллекции автора, количество и места их находок. Многие из предметов ранее не имели фиксацию в литературе и являются своего рода образцами для идентификации прежнего владельца печати, назначения, и ареала использования. Коллекционеры сфрагистики, изучая фотографии с подробным описанием артефактов, возможно, заметят некоторые детали, на которые ранее не обращали внимание, и может по-иному взглянут на собственные собрания. Любители истории могут поближе почувствовать дыхание ушедших эпох, проникнуться образами князей и патрональных святых, некогда управлявших нашим государством. Молодое поколение может найти в данной статье направление для изучения истории и государственности, что даст основу для формирования сфрагистических знаний будущих профессиональных историков, коллекционеров и любителей своего Отечества.

Первое упоминание о печатях древней Руси находим в летописи Нестора с изложением содержания мирного договора между царем Византийским Лакапиным и князем Игорем Рюриковичем в 944 году.

Во второй статье договора указывается «Великий князь Русский и Бояре его да отправляют свободно в Грецию корабли с гостьми и Послами. Гости, как было установлено, носили печати серебряные, а Послы золотые: отныне же да приходят с грамотою от Князя Русского, в которой будет засвидетельствовано их намерение, также число людей и кораблей отправленных. Если же придут без грамоты, да содержатся под стражею, доколе известим о них Князя Русского. Если станут противиться, да лишаться жизни, и смерть их да не взыщется от Князя Русского. Если уйдут в Русь, то мы Греки, уведомим Князя об их бегстве, да поступит он с ними, как ему угодно».

Необходимо отметить, что до настоящего времени дошли единичные экземпляры золотых и серебряных печатей. Очевидно, что в то время использовались позолоченные свинцовые печати.

Далее в третьей статье указано «…Всякая ткань, купленная Русскими, ценою выше 50 золотников (или червонцев), должна быть ему показана, чтобы он приложил к ней печать свою». Это свидетельствовало о применении купцами древней Руси торговых пломб для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе с Византией.

Характерно, что упоминание о функционировании института делопроизводства, с обязательным применением печатей, указано в первых статьях мирного договора. Это показывает значимость данного института и обязательность применения печатей.

Одновременно хочется отметить, что при Игоре Рюриковиче на Руси уже было развито обязательное применение печатей, как в дипломатии, так и в коммерции.

В 971 году сын князя Игоря Рюриковича Святослав, после длительной войны с Византией, заключил очередной мирный договор с царем греческим Цимискием. Суть данного договора сводилась к гарантии Россиян не нападать больше на греков. Нестор упоминает «…В удостоверение чего написали мы договор на сей хартии и своими печатями запечатали».

Вышеуказанное свидетельствует о применении Великими князьями в делопроизводстве обязательного атрибута княжеской и царской власти при заключении договоров –  печатей. Данная составляющая договора обусловлена практикой применения и, как мне кажется, обязательно печати использовались задолго до упоминания в летописи. Текст документа довольно не сложно подделать, тогда, как фальсификация печати требовала технические приспособления, матрицы и прочее, что в случае выявления каралось смертной казнью. Что также подтверждается большим количеством находок печатей с пробитым отверстием для повторного подвешивания к документу после отрыва от него, так как печать являлась неотъемлемым элементом документа.

До наших дней средневековые печати в большинстве дошли без документов, которые истлели либо уничтожены по иным причинам. В связи с чем, более ста лет многими историками ведется работа по установлению прежнего владельца, многие печати не атрибутированы, либо установленная принадлежность владельцу спорна.

Определение владельца печати, с учётом ограниченности летописных источников, слабое освещение жизнедеятельности, а порой при отсутствии какой-либо информации, считается крайне важной задачей. Идеальным способом идентификации владельца печати является наличие в летописи христианских (крестильных) имён князя, княгини, или иного светского чиновника, совпадение мест находок и ареалом их правления и пребывания. Места находок булл и привязка их к князьям, светским и церковным чиновникам по принципу территориальности правления, является проверенным и устоявшимся способом идентификации владельца печатей.

Большинство князей в период государственной деятельности меняли места княжения, но иногда и повторно возвращались на прежние места, в связи с чем, возникает необходимость разграничения и конкретизации княжеских булл конкретному периоду правления. Изменение резчиками буллоториев стиля художественного оформления печатей, в некоторых случаях позволяет разрешить эту проблему.

Зачастую, анализ мест находок печатей, сопоставление с периодами и географией деятельности титулованных владельцев, убедительно даёт вывод о применении владельцами определенных типов печатей в конкретный период времени, с точностью до года.

Необходимо отметить временное видоизменение печатей, размера, толщины заготовки, правильность использования греческого и в дальнейшем его замещении русским языком, конкретизация исполнения святых. Последнюю трактовку периодизации применения определённых художественных и эстетических типов матриц и последующее отнесение печатей к конкретным феодалам выполнили профессор В.Л. Янин и доктор исторических наук, член-корреспондент РАН П.Г. Гайдуков [1]. Указанная работа является основополагающей, а возможные корректировки и уточнения допускаются в связи с появлением нового массива артефактов в качественной сохранности.

Некоторые печати не отнесены периоду применения и принадлежности феодалу, связи с чем, предлагается дискуссионный подход их атрибутации.

Многие печати частично дополняют ранее изученные. Они описаны, сфотографированы и зарисованы в сборниках и каталогах иных авторов. Мягкость свинца, длительная их эксплуатация, плохое состояние булл связано с их нахождением в агрессивной среде, что приводит к возникновению коррозийных раковин, гниением шнура. Частое разрушение печати вдоль шнура на две половинки, ставит задачей заполнение отсутствующих фрагментов изображения и текста, что в обязательном порядке даст более целостное описание и обогатит информационный кладезь знаний для дальнейшего научного применения.

Технология изготовления печатей

Необходимо кратко описать технологию изготовления печатей.

В форму для литья, состоящую из двух каменных (известковых) пластин вставлялся шнур, прикреплённый к будущему документу. Форма представляет собой две идеально ровные пластины с углублением круглой формы под печать с двух сторон и литьевой канал для заливки свинца. В месте будущего расположения шнура документа, по центру печати, делали более глубокую выемку. Для симметричного сопоставления углублений использовали штыри, вставляемые в приготовленные заранее выемки, либо в сквозные отверстия. По литьевому каналу заливали расплавленный свинец, который заполнял углубления в двух половинках формы, в том числе шнур, натянутый по центру будущей заготовки печати, в месте, предусмотренном под шнур. В результате шнур оставался внутри свинца. Быстрота операции и дальнейшее охлаждение свинца не позволяли шнуру обгореть.

Сохранилось внушительное количество заготовок под печать, без оттиска.

Данный вариант отлит без выемки под шнур

Данный вариант отлит без выемки под шнур, т.к. значительная толщина и размер заготовки не ухудшает её качество.

Данные экземпляры показывают выборку под шнур в форме для отливки
Данные экземпляры показывают выборку под шнур в форме для отливки

Данные экземпляры показывают выборку под шнур в форме для отливки.

Иной вариант заготовки, условно назовём «линзовидной»

Иной вариант заготовки, условно назовём «линзовидной»

В дальнейшем, составленный документ опечатывался. Свинцовая заготовка зажималась в аналогичные «щипцы» — буллоторий, и при ударе молотком, вырезанный внутренний текст или изображение отчеканивалось в свинце с двух сторон.

Фрагмент византийского буллотирия

Фрагмент византийского буллотирия.

Воспроизведён по: Zakos G., Veglery A.
Byzantine lead Seals. Vol. 1. Plates. Basel, 1972. Pl. 1, 2.

 

Печати Великого кн. Ярополка II Владимировича, христианское имя Иван Васильевич, род. 1082 г., (Смоленск) 1103 – 1114 гг., (Переяславль) 1114 – 1132 гг., (Киев) 1132 – 18 февраля 1139 гг.

Четвёртый сын Великого кн. Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиты Уэссексой.

Печать с литьевым каналом

Л.С.: погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, в левой руке, у плеча, держит крест. Вокруг точечный ободок.
О.С.: четырех строчная надпись «ГНПО/МОЗИР/АБУСВО/ЕМУИВА/НУ». Вокруг точечный ободок.

20х23; 6,97 гр., литьевой канал не обрезан и раскрывает технические особенности изготовления заготовки.

 

[1] В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков «Актовые печати древней Руси Х-ХV в.в.». М. 1970, 1996.

 




 



 

Византийская вислая печать

Византийская вислая печать

Печать Патриарха Константинопольского Михаила I Кирулария (греч. Μιχαήλ Α’ Κηρουλάριος; около 1000—21 января 1059) — Патриарх Константинопольский (1043—1058 годы).

Лицевая сторона: изображение крестообразной инвокативной монограммы призыва божественной помощи в виде креста и греческих букв (тип V по В. Лорану)[1]. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: четырёхстрочная греческая надпись «МИХАНЛ/ПАТРIКА/СТIАSВIСО/**КС**» — Михаила Патриарха Константинопольского. Вокруг точечный ободок.


Древнерусская печать с изображением знака Рюриковичей

Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей (княжеской тамги) с двух сторон.

Печать кн. Брячислава Изяславича (Полоцк) 1003 – 1044 гг., (Луцк) 1015 – 1044 гг.

Сын кн. Изяслава Владимировича.

Лицевая сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку кн. Изяслава Владимировича в несколько упрощённом виде. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку кн. Изяслава Владимировича в несколько упрощённом виде. Вокруг точечный ободок.


Древнерусская печать с изображением знака Рюриковичей

Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей (княжеской тамги) с одной стороны и благожелательной надписи с другой

Печати Великого кн. Всеслава (Чародея – Вещего) Брячиславича, (Полоцк) 1044 – 1067, 1069, 1071 – 24 апреля 1101 г.г., (Киев) 14 сентября 1068 – апрель 1069 гг.

Сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича.

Лицевая сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку кн. Изяслава Владимировича в несколько упрощенном виде. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «-ДЪ-/NЪСЛО/ВО».


Печать Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого

Печати периода расцвета мастерства резчиков буллоториев (гравёров по металлу), В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков небезосновательно предположили, как приглашённые Византийские мастера.

Печати Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого, христианское имя Георгий.

Родился ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь Ростовский (987—1010), князь Новгородский (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).

Сын Великого кн. Владимира Святославича.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копьё, в левой щит. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пяти строчная надпись «+KERO/ТѡСWДѡГE/ЕWРГIѡ» , т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Георгию». Вокруг точечный ободок.


Печать Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого

Вариант изображения св. Георгия в полный рост.

Лицевая сторона: изображение св. Георгия в полный рост, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копьё, левая рука согнута в локте, которой держит щит. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пяти строчная надпись «+*ЕРЕО/К*МОЕI/ТѡСWДО*/ЛѡГЕW*/ГIѡ» , т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Георгию». Вокруг точечный ободок.


Печать Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого

Печать Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого, применимая в голубиной почте.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх плащ, с фибулой, держащего копьё в правой руке и со щитом в левой руке. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: трёхстрочная надпись«+KERO,/ГЕWРГ,/ИАР» , т.е. с греческого: «Господи помоги Георгию Архонту (правителю)». Вокруг точечный ободок.

 

 

[1] Н.А. Алексеенко, «Коммеркия и коммеркиарии Херсона в IX-X в.в.», «Сфрагистика и история культуры». СПб. 2004.



Далее немного печатей детей Ярослава Мудрого, для наглядного представления об оформлении изображений на печатях, представлены основные разновидности наиболее часто встречаемых печатей.

Печати Великого кн. Изяслава I Ярославича

Печать с двух сторон изображения святых, небесных покровителей князя.

Аверс (условно) — изображение святого (крестильное имя) князя, реверс — изображение святого (крестильное имя) отца, т.е. на печати отображено имя и отчество князя.

Печати Великого кн. Изяслава I Ярославича, христианское имя Дмитрий Георгиевич род. 1024 г.,  (Туров) до 1052 г., (Новгород) 1052 – 1054 гг., (Киев) 1054 – 1068 гг., 1069 – 1072 гг., 1076 – 1077 гг.

Второй сын Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Надпись по сторонам «ДИМИ/ТРIОС». Надпись по кругу «ФТОNRИАТАТЕIN/*ОUМО**РWСИ», т.е. с греческого: «Господи помоги Феодору…Руси». Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: погрудное изображение св. Георгия с копьём в правой руке, с щитом в левой, одет в плащ с фибулой. Круговая надпись. Надпись по сторонам «ГЕ/WРГ». Надпись по кругу «ДОЛОФОРUКUГЕWОРГ***». Вокруг точечный ободок.


Печать Великого кн. Изяслава I Ярославича

Аверс — изображение святого, реверс — символа князя, в данном случае солярный знак, многолепестковый цветок, круглый щит с цветочным орнаментом? По сути вариант ранней геральдики — герб князя.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застёгнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображена розетка, предположительно солярный знак, девять внешних лепестков. Вокруг сложный точечный ободок.


Печать Великого кн. Святослава Ярославича

Печати Великого кн. Святослава Ярославича, христианское имя Николай Георгиевич род. 1027 г., (Волынь) до 1054 г., (Чернигов, Тмуторокань, Рязань, Муром, страна Вятичей) 1054 – 1073 гг., (Киев) 1073 г. – 27 декабря 1076 г.Третий сын Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого и Ингегерды Шведской. Основатель Черниговской княжеской династии.

Печати Святослава интересны наличием изображения самого Святослава.
Причём, сохранилось прижизненное изображение Святослава Ярославича с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г. (после к ней вернёмся рассматривая его печати подробно).

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост с крестом в согнутой правой руке и поднятой левой рукой. Вокруг точечный ободок.


Печать Великого кн. Святослава Ярославича

Сфрагистика

Иной вариант, вместо князя изображён Господь Вседержитель — Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный)!

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение Вседержителя Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) сидящего на троне. Вокруг точечный ободок.


Печать кн. Мстислава Изяславича

В дальнейшем, к изображению святого стали применять изображение процветшего креста.

Печать кн. Мстислава Изяславича, христианское Фёдор Дмитриевич, (Новгород) 1054 – 1067 гг., (Полоцк) 1067 – 1069 г.

Старший сын Великого кн. Изяслава Ярославича.

Лицевая сторона: поясное изображение св. Федора, одетого в латы, поверх плащ с фибулой, в правой руке крест великомученика.

Оборотная сторона: проросший шестиконечный крест, по сторонам «IС», «ХС».


Печать кн. Олега Святославича «Гориславича»

Со временем греческих мастеров сменили русские мастера, ещё более искусно развившие мастерство резчика буллоториев (матрицы печати) и в дальнейшем греческие тексты сменились русскими благожелательными текстами.

Печати кн. Олега Святославича «Гориславича», христианское имя Михаил Николаевич, родился около 1053 г., (Ростов) 1073 г., (Владимир-Волынский) 1073 –1076 гг., (Тмуторокань) 1077,  1083 – 1094 гг., (Чернигов) 1078, 1094 – 1097 гг., (Муром) 1095 – 1097 гг., (Ростов, Рязань) 1097, (Новгород-Северский) 1097 – август 1115 гг.

Четвёртый сын Великого кн. Святослава Ярославича. Основал династию Ольговичей, враждовавшей с Мономашичами более ста лет.

Лицевая сторона: Изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: Четырёхстрочная надпись «ГИПОМО/ЗИРАБ/СВОЕМ/MIXAИЛV/СВЯТОСЛВИ/ЧО», т.е. «Господи помоги рабу своему Михаилу Святославичу». Вокруг точечный ободок.

 


Печать Киевской митрополии 1090-х годов

Необычно оформлены анонимные печати Киевской митрополии 1090-х годов.

Лицевая сторона: изображение шестикрылого херувима. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «Дѣ/NѣСЛО/ВО». Вокруг линейный ободок.


Печать Великого кн. Юрия Владимировича Долгорукого

В 12 веке часто встречаются печати с изображением святого с одной стороны и княжеского знака Рюриковичей (тамги) с другой.

Печать Великого кн. Юрия Владимировича Долгорукого, христианское имя Георгий Васильевич, род. 1091 г., (Ростов, Суздаль) 1108 – 1157 гг., (Переяславль Южный) 1132 – 1135 гг., (Киев) 1149 – 1151 гг., 1155 – 1157 г.г.

Восьмой сын Великого кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, основал Владимиро-Суздальскую династию.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия Победоносца, одетого в латы, с копьем в правой руке, со щитом в левой руке. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: княжеская тамга – в виде знака Рюриковичей в виде двузубца с загибами наружу на зубцах, с петлей внутрь на левом зубце, с вертикальной чертой в основании знака. Вокруг точечный ободок.


Печать кн. Ярослава Всеволодовича

Также используются печати с изображением святого на одной стороне и процветшим крестом на другой.
Печать кн. Ярослава Всеволодовича, христианское имя Прокопий [1] Кириллович (Роненск) 1158 – 1160 гг., (Стародуб) 1160 – 1180 гг., (Чернигов) 1180 – 1198 гг.

Второй сын Великого кн. Киевского Всеволода II Ольговича, род. 1139.

Лицевая сторона: изображение св. Прокопия в полный рост, одетого в латы, поверх плащ с фибулой, в правой руке копьё, в левой руке щит. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение восьмиконечного проросшего креста. Вокруг точечный ободок.


Печать кн. Всеволода Мстиславича

На Северо-Западе Руси князья используют печати с сюжетами Двунадесятых церковных праздников.

Печати кн. Всеволода Мстиславича, христианское имя Гавриил Федорович, (Новгород) 17 марта 1117 – 28 мая 1136 гг., (Переяславль) унаследовал в 1132 г., (Вышгород) 1137 г., а также был принят на княжение Пскова до кончины в 1138 г., и в 1547 г. канонизирован Русской Православной церковью.

Старший сын Великого кн. киевского Мстислава Владимировича и Кристины Стенкильсон, дочери шведского короля Инге I Старшего.

Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, в развернутой позе к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Сверху и возле фигур греческая надпись «OXAI/PE/T/I/C/М/OС/», т.е. с греческого «Радуйся» Вокруг точечный ободок. Изображение Благовещения соответствует иконографии «Устюжского Благовещения». Икона писана в период строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода в 1119 – 1130 г.г., и является единственным сохранившимся домонгольским иконографическим Благовещением. [2]

Оборотная сторона: четырех строчная надпись «+КЕRО/НОЕITѡCѡ/VЛѡГА/», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Гавриилу».


Печать кн. Всеволода Мстиславича

Другой вариант печати кн. Всеволода Мстиславича с русской надписью

Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, сидящей на скамейке, в развёрнутой позе к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Сверху надпись «РАДУIСѧ» Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение св. Фёдора в полный рост, в правой руке копье, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.


Печать князя Мины Ивановича

В дальнейшем тест исчезает, используют изображения святых в полный рост, зачастую с обеих сторон, но и не забывают применять княжеский знак Рюриковичей (тамгу) с другой.

Печати князя Мины Ивановича (новгородский тысяцкий, князь Суздальский, упоминался до 1227 г.)

Местечковый суздальский князь, потомок рода Шимона Африкандовича, племянника варяжского князя Якунда.

Лицевая сторона: изображение св. Мины в полный рост, держащего в руках крест. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: княжеская тамга Рюриковичей в виде колоколовидного двузубца, с петлёй внутрь на левом зубце и загибом наружу на правом зубце, по бокам две розетки в виде четырех точек, сверху одна розетка в виде трёх точек, в основании двузубца петля в левую сторону. Вокруг точечный ободок. Знак соответствует изображению на Золотых воротах Владимира, построенных в период княжения Андрея Боголюбского.


Печать Великого кн. Владимирского и Киевского Ярослава II Всеволодовича

Далее техника резчиков буллоториев существенно упрощается, изображение схематично.

Печать Великого кн. Владимирского и Киевского Ярослава II Всеволодовича, христианское Федор Дмитриевич, (Переяславль Южный) 1201 – 1208 гг., (Переславль Залесский) 1208 – 1209 гг., 1210 – 1215 гг., 1217 – 1222 гг., (Рязань) 1209 – 1210 гг., (Тверь, Волоколамск) 1212 – 1215 гг., (Новгород, Торжок) 1215 – 1216 гг., 1223 – 1224 гг., 1226 – 1229 гг., 1230 – 1236 гг., (Киев) 1236 – 1238 гг., (Владимир) 1238 – 1246 гг.

Третий сын Великого кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и чешской королевны Марии Шварновны, родился 1190 г., отец Александра Невского.

Лицевая сторона: условное изображение св. Фдора в полный рост одетого в латы, поверх плащ, в правой руке держит копь, в левой руке щит. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение Иисуса Христа в полный рост, с благословляющим жестом правой руки и с закрытым евангелием в левой руке. Вокруг точечный ободок.


[1] В.Л. Янин, «Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв», том I стр. 123.

[2] Т.А.Чукова «Древнерусские печати с изображением Благовещения», Сфрагистика и история культуры. СПб. 2004. стр. 131.



И напоследок, поздние печати 14-15 веков Северо-Запада Руси, Великого Новгорода и Пскова, имеют крайне условные изображения.

 

Печать Троицкого Собора Пскова ХIV в.

Печать Троицкого Собора Пскова ХIV в.

Отличительной чертой печатей является изображение Богородицы с лицевой и креста на подножии с оборотней стороны.

Лицевая сторона: изображение Богоматери Знамение в полный рост с младенцем на груди.

Оборотная сторона: шестиконечный крест на подножии.


Печать Архиепископа Новгородского

Печать Архиепископа Новгородского

Лицевая сторона: изображение Богоматери Оранта в полный рост с младенцем на груди.

Оборотная сторона: сложный двенадцати конечный крест с ромбическим соединением на перекрестии, на подножии, окончания креста в виде треугольных заострений.


Печать Новгородского Совета господ конец XIV – XV век

Печати Великого Новгорода имеют обособленное оформление в виде мифического животного с одной стороны и текста с другой. 

Печати Новгородского Совета господ конец XIV – XV век.

Лицевая сторона: изображение хищного зверя в право, с поднятыми лапами, с открытой пастью и высунутым языком с загнутым над спиной хвостом. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: надпись в четыре строки «Т/ПЕЧА/ВЕЛНКОГ/NОВАГО/РОДА». Вокруг точечный ободок.


Печать Пскова 1424-1425 гг.

В связи с вхождением удельных князей в орбиту влияния и под власть Великого Московского или Великого Литовского княжеств, атрибуты самостоятельной политической деятельности на международной арене в виде печатей исчезает.
Последний период независимой политической деятельности и самостоятельности Псковской республики отражён в прекрасных памятниках сфрагистики, увековечивших важные важные события Пскова 15 века.

Печати Пскова 1424-1425 гг., отражающие великое событие княжества, а именно постройку стены каменной вокруг Пскова.

Лицевая сторона: изображение лика кн. Довмонта в княжеской короне, вокруг надпись, где указана дата 6933, т.е. 1424-1425 гг., и двойной точечный ободок.

Оборотная сторона: надпись в шесть строк «ПЕЧАТЬ/ПСКОВЬСК/АИА. ТОГДАN/ПЕРСИСВЕРЬ/ШIШЬКАМ/ЕНЫ». Вокруг точечный ободок. «Перси» с древнерусского, обозначает – грудь. Высота Персей от рва, была не менее 20 метров, и окончание грандиозной постройки южной стены города и было запечатлено в тексте печати.


Печать Великого князя Московского Ивана III  Васильевича

На последних печатях Пскова нашло отражение вхождение в орбиту зависимости от Великого Московского княжества. 

Печать Великого князя Московского Ивана III  Васильевича. Данная печать отражает подчинение Пскова воле Великого князя Московского в 1468-1469 гг., где Псков именуется вотчиной, что отражает постепенную утрату самостоятельности Псковской республики.

Лицевая сторона: поясное изображение кн. Довмонта с мечём в правой руке. Вокруг надпись, где указана дата 6977, т.е. 1468-1469 гг., и двойной точечный ободок.

Оборотная сторона: надпись в шесть строк «ПЕЧАТЬ/ПСКОВСКАЯ/ВОДЬЧИNЫВЕ/ЛИКОГОКNЯЗ/ЯIВАNАВАС/ИЛЬЕВИЧА». Вокруг точечный ободок.



Основные виды печатей в представленном обзоре дают только поверхностное представление о сфрагистическом материале применяемым светскими и церковными феодалами в Древней Руси в 10-15 веках.

Более широкое разнообразие и детализацию материала попробуем вместе с вами изучить в последующих тематических статьях посвящённых отдельным Великим князьям и их династиям, церковным иерархам и иным значимым историческим персонам и образованиям на основе имеющейся коллекции автора.

 

Рудский Алексей Вячеславович, Санкт-Петербург

На заставке: Духовная грамота Дмитрия Донского (ГИМ, Москва, Красная пл. д. 1)


ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ:

Вислые печати — вид печатей , наиболее характерный для средневековых грамот. Оттискивались на воске воске, свинце, золоте и серебре и подвешивались к грамотам на шнурках. Для металлических П. в. употребителен термин Булла, который иногда в источниках распространяется и на восковые П. в. В сфрагистике (См. Сфрагистика) свинцовые П. в. назывались моливдовулами, золотые — хрисовулами. П. в. впервые появились в конце 4 в. в Риме: были широко распространены в Западной Европе, Византии, на Руси (с 11 до конца 15 вв.); в Ватикане сохранились до 20 в. Основным местом находок древнерусских П. в. является Новгород, где при археологических раскопках встречаются в изобилии П. в. посадников, тысяцких, князей, архиепископов, наместников и тиунов.

Большая советская энциклопедия

СФРАГИ́СТИКА (от греч. σφραγίς – пе­чать), си­гил­ло­гра­фия (от лат. sigillum – пе­чать и …гра­фия), вспо­мо­га­тель­ная ис­то­рич. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая пе­ча­ти. Пе­ча­ти рас­смат­ри­ва­ют­ся гл. обр. как зна­ки удо­сто­ве­ре­ния до­ку­мен­тов, ис­то­рич. ис­точ­ни­ки (осо­бен­но важ­ны для ис­то­рии гос. ин­сти­ту­тов), па­мят­ни­ки иск-ва. Ес­ли пе­чать со­хра­ни­лась в свя­зи с до­ку­мен­том, С. вы­сту­па­ет как часть ди­пло­ма­ти­ки. На­прав­ле­ния С. вы­де­ля­ют­ся по куль­тур­но-хро­но­ло­гич. прин­ци­пу, от Древ­не­го Вос­то­ка до Но­во­го вре­ме­ни. Зна­чит. раз­ви­тия дос­тиг­ли ср.-век. зап.-ев­роп., ви­зант., др.-рус. на­прав­ле­ния.

Ста­нов­ле­ние за­пад­но­ев­ро­пей­ской С. как осо­бой дис­ци­п­ли­ны на­ча­лось в кон. 17 в. в рам­ках ди­пло­ма­ти­ки (Ж. Ма­биль­он; Франция), с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния ей пред­ше­ст­во­ва­ло кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние пе­ча­тей. Сна­ча­ла пре­об­ла­дал ин­те­рес к пе­ча­тям с точ­ки зре­ния ди­пло­ма­ти­ки и пра­ва, с сер. 19 в. – ге­раль­ди­ки и ге­неа­ло­гии. Раз­ви­тию С. спо­соб­ст­во­ва­ла се­ку­ля­ри­за­ция ар­хи­вов в нач. 19 в. С сер. 19 в. на­ча­лась ин­вен­та­ри­за­ция и пуб­ли­ка­ция со­б­ра­ний пе­ча­тей и их му­ля­жей по кол­лек­ци­он­ной (час­то ар­хив­ной) или тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти: чис­ло со­хра­нив­ших­ся мат­риц 5–15 вв. – ок. 50 тыс. (в осн. франц.), от­тис­ков – 2–3 млн. В сис­те­ма­ти­за­ции пе­ча­тей вы­де­ля­ют­ся осн. под­хо­ды: со­ци­аль­ная иден­тич­ность вла­дель­ца (Л. Дуэ-д’Арк, Фран­ция, 1863), внеш­нее со­дер­жа­ние (изо­бра­же­ние/текст на пе­ча­ти) (Ф. К. Го­ген­лоэ-Валь­ден­бург, Гер­ма­ния, 1877), се­ман­ти­ка (Т. Ди­де­рих, Гер­ма­ния, 1983). Со 2-й пол. 20 в., че­му спо­соб­ст­во­вал К-т по си­гил­ло­гра­фии Ме­ж­ду­нар. со­ве­та ар­хи­вов (1958–2012, пре­ем­ник – ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция SIGILLVM), уси­ли­ва­ет­ся ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти учёных раз­ных стран, уни­фи­ка­ция на­уч. ап­па­ра­та (в т. ч. раз­ра­бот­ка еди­ной фор­мы опи­са­ния пе­ча­тей), рас­тёт ин­те­рес к пе­ча­ти как па­мят­ни­кам иск-ва (в т. ч. ор­га­ни­зу­ют­ся му­зей­ные вы­став­ки). Совр. С. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уг­луб­лён­ным ин­те­ре­сом к отд. груп­пам пе­ча­тей, ком­пь­ю­тер­ной об­ра­бот­кой дан­ных, меж­дис­ци­п­ли­нар­ным под­хо­дом, сме­ще­ни­ем ак­цен­та на ана­лиз ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го (Т. Ди­де­рих) и со­ци­аль­но­го (Ж. Л. Шас­сель, Б. М. Бе­дос-Ре­зак, Фран­ция) кон­тек­стов функ­цио­ни­ро­ва­ния пе­ча­тей, биб­лио­гра­фи­ро­ва­ни­ем. Од­ним из осн. цен­тров яв­ля­ет­ся Société française d’héraldique et de sigillogra­phie (1937), ко­то­рое из­да­ёт «Revue française d’héraldique et de si­gillogra­phie». Круп­ней­шие кол­лек­ции ср.-век. пе­ча­тей: На­цио­наль­ная биб­лио­те­ка Фран­ции, франц. нац. ар­хи­вы, Бри­тан­ский му­зей.

На­ча­ло ви­зан­тий­ской С. по­ло­жи­ли пуб­ли­ка­ции ви­зант. пе­ча­тей с сер. 18 в. (Ф. Фи­ко­ро­ни, Ита­лия). Толч­ком к её оформ­ле­нию ста­ли мно­го­числ. на­ход­ки пе­ча­тей при строи­тель­ст­ве в Стам­бу­ле (быв. Кон­стан­ти­но­по­ле) во 2-й пол. 19 в. Ос­но­ву их изу­че­ния за­ло­жи­ли: в Гер­ма­нии – А. Д. Мордт­ман, оп­ре­де­лив­ший прин­ци­пы хро­но­ло­гич. де­ле­ния ви­зант. пе­ча­тей (1873); во Фран­ции – Г. Шлюм­бер­же, дав­ший об­щую клас­си­фи­ка­цию ви­зант. пе­ча­тей, в т. ч. с ука­за­ни­ем ти­ту­лов и долж­но­стей чи­нов­ни­ков (вклю­чая про­вин­ци­аль­ных), с гео­гра­фич. на­зва­ния­ми или ро­до­вы­ми име­на­ми, цер­ков­ных пе­ча­тей (1884); в Рос­сии – Н. П. Ли­ха­чёв, впер­вые пред­ста­вив­ший ви­зант. пе­ча­ти как па­мят­ни­ки иск-ва (1911). Бур­ное раз­ви­тие ви­зант. С. на­чи­на­ет­ся с 1960-х гг. Об­шир­ный кор­пус пе­ча­тей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, Ие­ру­са­лим­ско­го, Ан­ти­охий­ско­го, Алек­сан­д­рий­ско­го пат­ри­ар­ха­тов (1963, 1965, 1972) и центр. ад­ми­ни­ст­ра­ции Ви­зан­тии (1981) соз­дал В. Ло­ран (Фран­ция). Ба­зо­вы­ми яв­ля­ют­ся сис­те­ма­тич. пуб­ли­ка­ции кол­лек­ций: му­зей­ных [в т. ч. Ва­ти­кан – В. Ло­ран (1962); Ар­хео­ло­ги­че­ский му­зей в Стам­буле – Ж. К. Ше­не, Т. Гёкйыл­ды­рым, В. Бур­гур­лу (2012); Эр­ми­таж и Хер­со­нес­ский му­зей-за­по­вед­ник – Б. А. Пан­чен­ко, В. С. Шан­д­ров­ская, И. В. Со­ко­ло­ва, Е. В. Сте­па­но­ва, Н. А. Алек­се­ен­ко, В. П. Сте­па­нен­ко], ча­ст­ных [Г. За­кос (1972, 1984), Г. Ор­ги­дан (1962), А. Се­риг (1991), Д. Тео­до­ри­дис (2010) и др.], по мес­ту на­хо­док (Бол­га­рия – И. Йор­да­нов) и хра­не­ния (Ав­ст­рия – В. Зайбт, А. К. Вас­си­лиу-Зайбт; Гер­ма­ния – П. Шпек, К. Зо­де). Важ­ны сво­ды пе­ча­тей с гео­гра­фич. на­зва­ния­ми из Дум­бар­тон-Окс (Дам­бар­тон-Окс) и му­зея Фогг (Н. Ико­но­ми­дис, Дж. Не­сбитт, Э. Мак­гир, С. Мор­рис­сон, 1991–2009), ро­до­вы­ми име­на­ми [И. Ле­он­тиа­дис (1998), Х. Став­ра­кос (2000), В. С. Шан­д­ров­ская, В. Зайбт (2005)], мет­рич. (А. К. Вас­си­лиу-Зайбт, 2011) и лат. (Е. В. Сте­па­но­ва, 2006) над­пи­ся­ми, ви­зант. ад­ми­ни­ст­ра­ции Хер­со­на (Н. А. Алек­се­ен­ко, 2012), имп. пе­ча­тей (И. В. Со­ко­ло­ва, 2007). Круп­ней­шие кол­лек­ции на­хо­дят­ся в Дум­бар­тон-Окс (Ва­шинг­тон), Эр­ми­та­же, Нац. биб­лио­те­ке Фран­ции. С 1987 пе­рио­ди­че­ски вы­хо­дит «Studies in By­zan­tine Sigillography», с 2003 – «Ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка и епи­гра­фи­ка» (Бол­га­рия). Ряд ста­тей на­пе­ча­тан в сб. «Ну­миз­ма­ти­ка и сфра­ги­сти­ка» (вып. 1–5, 1963–74) и др. сб-ках. С 1986 ре­гу­ляр­но про­хо­дят сим­по­зиу­мы по ви­зант. С., в т. ч. в рам­ках Ме­ж­ду­нар. кон­грес­сов ви­зан­ти­ни­стов.

Рус­ская С. на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся во 2-й пол. 17 в. в свя­зи с уси­ле­ни­ем ин­те­ре­са к ге­неа­ло­гии и ге­раль­ди­ке («Ти­ту­ляр­ник», 1672). В 18 – нач. 19 вв. об­зо­ры и опи­са­ния пе­ча­тей да­ли В. Н. Та­ти­щев, Н. И. Но­ви­ков, Н. М. Ка­рам­зин. К пер­вым спец. ис­сле­до­ва­ни­ям по рус. С. от­но­сит­ся ра­бо­та Е. А. Бол­хо­ви­ти­но­ва (1818). Об­зор пе­ча­тей до 18 в. сде­лан А. Б. Ла­кие­ром (1855), П. И. Ива­нов опуб­ли­ко­вал пер­вый аль­бом пе­ча­тей (1858). Ос­но­ву совр. рус. С. за­ло­жил Н. П. Ли­ха­чёв в кон. 19 в. – 1920-х гг. Он вы­де­лил осн. груп­пы др.-рус. пе­ча­тей, дал их хро­но­ло­гич. ат­ри­бу­цию, оп­ре­де­лил за­каз­чи­ков, по­ка­зал связь с ви­зант. пе­ча­тя­ми. А. В. Ореш­ни­ков (1903) по­ка­зал связь С. и ну­миз­ма­ти­ки, зна­че­ние изу­че­ния пе­ча­тей для рус. ис­то­рии и ар­хео­ло­гии. Мно­го­числ. на­ход­ки пе­ча­тей в ар­хео­ло­гич. кон­тек­сте, осо­бен­но свя­зан­ном с кня­же­ски­ми ре­зи­ден­ция­ми (Рю­ри­ко­во го­ро­ди­ще, Дов­мон­то­во го­ро­ди­ще в Пско­ве и др.), обу­сло­ви­ли ка­че­ст­вен­но но­вый этап рус. С., от­ра­жён­ный в ра­бо­тах В. Л. Яни­на, про­дол­жен­ных М. П. Сот­ни­ко­вой, С. В. Бе­лец­ким, П. Г. Гай­ду­ко­вым, Т. А. Чу­ко­вой, Э. А. Гор­ди­ен­ко и др. Осн. кол­лек­ции: Эр­ми­таж, Нов­го­род­ский му­зей-за­по­вед­ник, Ис­то­ри­че­ский му­зей и др.

Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. В. Степанова; Д. В. Байдуж (Западная Европа)

__________________

Обсудить материал на форуме >>>