Жезл маршала Базена и…

in Исследования 2239 views

Продолжаем тему маршальских жезлов, начатую статьёй «Жезл не дождался фельдмаршала». Любопытно, когда предыдущие статьи рассказывали и показывали фантастические редкости, принадлежавшие императорам и королям, ни разу не возникло такого интереса! Кто-нибудь обратил внимание, что мы специально, по просьбе А.Л. Хазина, разместили изображения в хорошем разрешении, — в первую очередь показали надпись, — на которую он и обратил внимание в своей заметке.

Для нас важнейшей частью интереса к любой теме коллекционирования является исследование!

Предлагаем продолжить обсуждение и этого предмета, и выставить для общего рассмотрения другие интересные для изучения артефакты!

Главный редактор Алексей Сидельников


Франсуа Ашиль Базен (1811—1888) нам, конечно, больше всего памятен участием в Крымской войне (1853—1856), причём уже в чине бригадного генерала. Потом Мексика (1862—1867), и главное событие, которым он вошёл в историю, навсегда оставшись неудачником — Мец (1870)! Наши друзья в той войне — пруссаки и военачальники союзных им германских государств — были щедро отмечены орденами Св. Георгия Победоносца, а Базен отправился под арест (первоначально по собственному желанию), был приговорен к казни, заменённой на многолетнее заключение, бежал и умер на чужбине.

Жезл маршала Базена
Жезл маршала Базена
Жезл маршала Базена

 

Редакция журнала КОЛЛЕКЦИЯ и Администрация Форума Фалеристика.инфо попросили меня написать пару строк по мотивам обсуждения предыдущего предмета, описание которого мы здесь дали. Учитывая ключевую значимость тем, затронутых в этом обсуждении, считаю для себя важным поделиться своими мыслями по вопросам аутентичности, экспертизы, etc., и не в двух строках.

Что такое исследование предмета?

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность участникам Форума Фалеристика.инфо за интерес к предыдущему артефакту — жезлу, приписываемому А.Н. Куропаткину. В моей коллекции есть несколько интереснейших предметов, рассматривавшихся изначально в качестве копий, подделок и т.п., но впоследствии подлинность которых была неопровержимо подтверждена. К слову, намного больше было у меня и предметов, подлинность которых была категорически опровергнута. Вне зависимости от результата исследования, сам процесс его является исключительно захватывающим! Если редакция сочтёт интересным поместить здесь рассказы о такого рода предметах — буду рад поделиться подробностями увлекательных исследований.

«Жезл Куропаткина» относится к корпусу предметов, приобретенных мною в порядке «венчурного коллекционирования», если так можно выразиться, произошло это около 20 лет назад. Совершенно не могу согласиться с огульным отнесением этого артефакта к подделкам, тем более однозначно современным. Вот факты, которые не могут быть объяснены в этой парадигме: заведомо (не все посты прочитал за недостатком времени, но претензий в его адрес не видел) подлинный футляр, полное соответствие собственно предмета футляру, абсолютная нелогичность создания подделки столь низкого качества. И наконец, создание подделки — сложное, долгое и дорогостоящее предприятие. Практически всегда оно преследует коммерческие цели. И уж тогда, конечно, в глаза бросается странность помещения на этот жезл надписи в заведомо не соответствующей времени командования Куропаткиным войсками на Дальнем Востоке орфографии, на что я и обратил внимание читателей в моей краткой заметке при публикации фотографических карточек. К странностям я бы отнёс и способ нанесения букв на металл. Именно в силу этих причин, надпись и была столь подробно представлена читателям.

Что, как мне представляется, может говорить в пользу теоретической подлинности предмета и причинах и обстоятельствах помещения на него, в этом случае, надписи? Во-первых, предмет кажется изготовленным в крайне сжатые сроки из имевшихся под рукой «запчастей». Это вполне соответствует обстоятельствам достаточно срочного и неожиданного отъезда Куропаткин на Дальний Восток. Во-вторых, крайне невысокая цена этих самых «запчастей». Та же корона, сотворенная «по мотивам» короны для знаков Ордена Св. Анны, давно вышедших из употребления к началу ХХ в., говорит о нехватке времени даже для проработки дизайна, не говоря уже об изготовлении. Тот же Редигер постоянно описывает свои материальные проблемы, типичные для офицера, в том числе и в генеральских чинах, живущего только на жалованье (даже небольшой оставшийся от отца, генерал-лейтенанта, капитал не спасал его от постоянного безденежья). Тем самым, близкие сотрудники вполне могли бы поднести такого изготовления предмет в качестве знака внимания, но никак не дорогой игрушки, и от близких людей такой подарок мог бы быть принят с искренней благодарностью.

Есть и еще косвенные обстоятельства, которые, увы, не могу считать проверенными. При покупке у продавца был ряд второстепенных документов, относящихся явно к личному архиву генерала, но подлинность их  проверить тогда не представлялось возможным (хотя на невооруженный взгляд, они казались вполне аутентичными), уступить же их владелец не соглашался. Функции фотографирования тогда в телефонах не было, так что в качестве доказательств, конечно, использовать такого рода факты неприемлемо.  Цена на предмет говорила о некоммерческой природе продажи, сам же продавец был далёк от рынка антиквариата, что, впрочем, далеко не всегда на поверку оказывается правдой.

Приступим, наконец, к надписи. Как было отмечено выше, отнесение её появления на предмете при условии его подлинности, нельзя отнести ко времени создания. Опыт изучения бытования многих исключительно интересных предметов говорит о важности рассмотрения версий этого самого бытования. Вот пара предположений, вполне логических на мой взгляд, которые могут теоретически служить объяснением появления надписи. Во-первых, если предположить то, что жезл действительно был подарен Куропаткину дорогими ему людьми, то в конце жизни он вполне мог бы, упорядочивая свой архив, заказать нанесение копии надписи с сопровождающего документа (ныне, конечно, утраченного) для сохранения информации о происхождении жезла после того, как в силу естественных (или неестественных, как произошло с ним) причин источник этой информации уйдет из жизни. Подобные случаи хорошо известны. Во-вторых, с такими же целями заказать нанесение надписи могли и ближайшие наследники. В любом случае, странно было бы ожидать от мастера, далекого от грамматических тонкостей, соответствия его работы несуществующей уже в этот момент орфографии!

Итак, учитывая сказанное выше, считаю предмет крайне интересным и заслуживающим не просто внимания, но и исследования, как инструментального, так и архивного. Даже сейчас уже существуют серьезные методы экспертизы, связанных с металлом, например, которые могут указать на возраст последней горячей его обработки. Думаю, в ближайшие годы технологии экспертизы продвинутся исключительно далеко, так что выяснить правду будет значительно проще. Но, например, при теоретическом подтверждении начала ХХ в. как времени создания данного предмета, как доказать привязанность его именно к Куропаткину? Тут уже дело будет за архивами. Надеюсь, доживу до возраста, когда на серьезные исследования этого и других, не менее интересных предметов, смогу потратить достаточное время!

Полагаю, высокомерное отрицание возможной подлинности предметов, кажущихся с первого взгляда не аутентичными, без рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с ними, ведёт, в первую очередь, к обеднению не только конкретной коллекции, но и рынка в целом. На каждый артефакт я призываю смотреть со всех точек зрения, что не только крайне занимательно, но и может привести к интересным открытиям. При этом жесткий скептицизм, основанный на уровне современных технологий подделки антиквариата, стóит, конечно, ставить во главу угла всех подобного рода исследований.

В заключение хочется еще раз поблагодарить коллег за заинтересованное обсуждение! Факт столь сильного интереса по сравнению, скажем, с публикациями о несравненно более исторически и искусствоведчески значимых предметах, о которых мы писали на страницах форума ранее, конечно, обусловлен отечественным происхождением данного артефакта. Но вопросы, которые затронуты в этом осуждении, — сейчас для рынка коллекционирования ключевые!

Андрей Хазин

Жезл не дождался фельдмаршала

Страсть коллекционера. Андрей Хазин

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Мост в гербах

Красивый мост. Просто красивый мост. Мост у города, в котором сочинили Рождественский

Чернобыль. Фильм

Итак, главный зарубежный сериал за последнее время, нет не «Игра престолов», а

Дым Мирозданья

Вещь, лежащая передо мной столе, не только один из самых важных экспонатов

Незаконный крест

Незаконный крест. Атрибуция портрета неизвестного генерала Имеет, кажется, в петличке орденок? А.
Перейти К началу страницы