Русское чудовище в небе над Балканами

in Исследования/История оружия 1893 views

Когда я только начал погружаться в коллекционирование различной милитарии и нарукавных нашивок в частности, сразу обратил внимание на иностранные авиационные нашивки, на которых была изображена хорошо знакомая техника советского производства. Эти нашивки одновременно привлекали родными русскому глазу очертаниями, высоким качеством производства и оригинальностью исходного эскиза, что в целом выглядело гораздо выигрышней, чем отечественные, часто безликие, нашивки. Правда даже в самом начале своей деятельности я сильно ограничил круг своих коллекционных интересов, но идея собирать заграничные нашивки с советской и российской техникой меня посещала не раз, и каждый раз я не решался приступить к этому достаточно трудоёмкому занятию. Но частично эта тема меня всё-таки зацепила в рамках моего увлечения милитарией региона Западных Балкан, как сейчас его принято называть. А когда-то это просто была Югославия. Об истории появления грозных Ми-24 и символике летавших на них подразделений и будет рассказано в настоящей статье.


Вооружённые силы Югославии не имели на вооружении вертолётов Ми-24. Роль ударных (противотанковых) вертолётов выполняли лёгкие вертолёты HN-42M «Гама» и HN-45M «Гама 2» — югославские версии французских «Газелей» SA 341H и SA 342L соответственно. До 1990-х годов, кроме ВС СССР, двадцатьчетвёрками могли похвастаться только либо армии его ближайших союзников, либо армии государств, которые могли заплатить баснословные деньги (такие как Ирак или Ливия). Но 1990-е годы привнесли в мировой рынок вооружений множество изменений….

Хорватия

Вертолёт Ми-24 ВВС Хорватии. Фото Минобороны Республики Хорватия

25 июня 1991 года югославская республика Хорватия вслед за Словенией объявила о своей независимости. Данное событие стало логическим продолжением общественно-политического процесса, который с 1990 года активно происходил в республике. Вслед за этим, территория республики стала ареной ожесточённых боевых действий. На подготовительном и начальном этапе вооружённого противостояния огромную роль в вооружении хорватской стороны играли контрабандные поставки вооружений. 25 сентября 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №713, запрещающую поставки оружия в Югославию. Но это не привело к миру, и весной 1992 вооружённый конфликт расширился на территорию Боснии и Герцеговины. В конце 1991 года начался процесс международного признания Республики Хорватия, а 27 апреля 1992 года прекратила своё существование СФРЮ. Для давления на правопреемницу СФРЮ ООН  30 мая вводит жесточайшие санкции против СРЮ согласно резолюции СБ №757. Для обеспечения этих санкций блок НАТО 16 июля 1992 года начал первую в своей истории военную операцию под названием «Морской монитор» (англ. Operation Maritime Monitor) в водах Адриатического моря. При этом международное эмбарго на поставку вооружений на территорию уже бывшей Югославии (СФРЮ) продолжало действовать. Но именно в тот момент и начались поставки тяжёлых вооружений на территорию Хорватии. А молодая республика стала одним из главных звеньев международного картеля по нелегальной торговле оружием, в котором не последнюю роль играли граждане из бывшего СССР.

Вертолёт Ми-24 ВВС Хорватии. Фото Минобороны Республики Хорватия

Весной 1993 года транспортными самолётами Ил-76 на хорватский остров Крк было доставлено несколько вертолётов Ми-24 в частично разобранном состоянии. Туда же в мае прибыло четверо инженерно-технических специалистов граждан РФ во главе с отставным полковником ВВС СССР Сергеем Паном. В их задачи входило приведение двадцатьчетвёрок в лётное состояние. Для этого вертолёты были перевезены в Авиационно-технический центр (бывший Техническо-Ремонтный завод «Змай») в городке Велика Горица – пригороде Загреба, по соседству с аэродромом Плесо. В течение 1993 года поставки Ми-24 в Хорватию продолжались. Так достоверно известно, что 16 октября 1993 года было куплено два Ми-24 на сумму 3 млн. USD, а 20 декабря того же года ещё 3 штуки по 2,5 млн. USD. Касательно покупки вертолётов Министерство Обороны республики Хорватия (МОРХ) официально работало с фирмой “Winsley”, владельцем которой был хорватский гражданин Здравко Зубак, но это была только вершина айсберга.  Российские же инженеры не имели трудовых отношений с МОРХом, а работали через неких чешских посредников. Кроме инженеров в центре появилось двое лётчиков-инструкторов из России и Белоруссии. В обязанности которых входила подготовка пилотов.

Главным образом, набор пилотов проходил из числа пилотов Газелей. Некоторые хорватские СМИ утверждают, что «русские пилоты принимали участие в боевых действиях». Всего Хорватии было поставлено одиннадцать вертолётов Ми-24. Один вертолёт Ми-24Д был оборудован лебёдкой и использовался, как поисково-спасательный санитарный вертолёт, один Ми-24В получил в качестве вооружения торпеды Мк.11 американского производства. А ещё один Ми-24 был оснащён ИК системой обзора передней полусферы для использования в качестве разведчика. Все вертолёты были сведены в 1-ю эскадрилью боевых вертолётов, приписанную к 91 авиационной базе Плесо.

Кадры из репортажа телеканала HRT

На эмблеме эскадрильи был изображён комар, стилизованный под боевой вертолёт. По словам пилотов эскадрильи, комар олицетворял Ми-24 – такое же надоедливое и тяжело уязвимое «насекомое». Саму эмблему разработал Д. Ословчан в 1994 году. Первая эскадрилья боевых вертолётов оставалась единственной боевой в составе ВВС РХ. Со временем ей был присвоен порядковый номер, и она стала именоваться 29-я эскадрилья боевых вертолётов (29. EBH).

Эмблема 1-й эскадрильи боевых вертолётов ВВС Хорватии и эмблема 2-й роты 1-го батальона авиационно-технического обслуживания авиабазы «Плесо» ВВС Хорватии (из коллекции автора)

В течение 1994 года Ми-24 участвовали в военных учениях “Krndija 94.“, “Posejdon 94.“ и “Bandira 94.“. Позже они принимали участие в боевых операциях. Наиболее значимыми были “Bljesak” (рус. «Вспышка») в мае 1995 года и операция “Oluja” (рус. «Буря») в августе того же года. 8 сентября 1995 года один Ми-24В был сбит ракетой боснийских сербов во время операции “Južni potez” (рус. «Движение на юг»), проводимой Хорватским Войском (HV) совместно с HVO и ARBiH на территории Боснии и Герцеговины, а 13 сентября пилот-оператор другого Ми-24 надпоручик Капетанович  получил огнестрельное ранение после того, как снаряд пробил его кабину. Командир экипажа надпоручик Блажич сумел довести машину до базы.

Ми-24В ВВС Хорватии сбитый 8 сентября 1995 года боснийскими сербами. Фото Минобороны Республики Хорватия и неизвестный источник

В последний раз Ми-24 применялись в Хорватии в 1997 году в ходе учений „Pumin skok“  (рус. «Прыжок пумы») на полигоне вблизи г. Слунь.

Как уже отмечалось выше, официально Сергей Пан не сотрудничал с МОРХ, но в 1996 году его сотрудничество с чешскими посредниками прекратилось и МОРХ заключило с ним прямой трудовой договор. Он трудился в Авиационно-техническом центре (г. Велика Горица) над эксплуатацией вертолётов советского производства, состоящих на вооружении ВВС Хорватии. Но в 2002 году из-за скандала с поставками некачественных запчастей он покинул Хорватию, отказавшись принять фальсифицированные запчасти. Вывод вертолётов Ми-24 из эксплуатации начался в 1998 году, а в 2002 году были выведены последние вертолёты, кроме двух. Официально 29-я эскадрилья перестала существовать в 2004 году, а последний же «Комар» был выведен из эксплуатации в 2006 году.  Семь вертолётов предлагались Хорватией на продажу, но интереса к ним никто не проявил.

Сербия (в составе СРЮ)

Пилоты рядом со своим Ми-24В из состава авиагруппы JSO. Аэродром Сурчин. Фото неизвестного источника

Вы уже знаете, что в 1996 году некий чешский посредник прекратил сотрудничество с МОРХ относительно обслуживания вертолётов Ми-24. А в конце 1997 года в распоряжении Департамента Государственной Безопасности МВД Сербии (ГБ входила в состав республиканских МВД, а не союзного МВД СРЮ) оказались два ударных вертолёта Ми-24В. Вертолёты были приписаны к Подразделению Специальных Операций (серб. Jединица Специjалних Операциjа, JСО), известного в народе под названием «Красные береты» (серб. «Црвене беретке»). Обучением экипажей для Ми-24 занимались те же «русские», что и обучали хорватов. До 1996 года деятельность подразделения была скрыта от глаз общественности, и известны единичные случаи, когда оно относительно открыто демонстрировалось. В 1996 году подразделение было усилено, получило новую технику, униформу и стало чаще мелькать в СМИ.

Нагрудный знак пилота авиагруппы JSO. Автор знака — Владимир Лабат-Ровнев (из коллекции Драгана Долашевича)

В конце 1997 года произошла эскалация конфликта между албанскими сепаратистами и сербскими силами безопасности в сербском автономном крае Косово и Метохия. В начале 1998 года ситуация потребовала введения в регион дополнительных полицейских сил, включая JСО. Вертолёты Ми-24 успешно применялись совместно с наземными группами JСО и получили прозвище «Бумбар» (рус Шмель). 1 марта 1998 одна двадцатьчетвёрка совершила вынужденную посадку вблизи села Донье Преказе из-за огневого воздействия стрелковым оружием с земли. Экипаж не пострадал, машина возвращена в строй. 27 июня 1998 года воздушные удары пары Ми-24 и высаженный десант обратил в бегство албанских террористов, блокировавших село Киево, в котором находилось порядка ста сербских гражданских лиц и полицейских.

Спецподразделение JSO под прикрытием Ми-24В из состава собственной авиагруппы. Фото неизвестного источника

В 2003 году JСО было распущено, а «Шмели» и Ми-8 из состава JСО были переданы армии. После чего эксплуатация Ми-24 завершилась из-за отсутствия технической документации. По той же причине и из-за отсутствия финансирования дальнейший ремонт двадцатьчетвёрок был невозможен.

Ми-24В на стоянке военного аэродрома Батайница. Фото Дмитрия Остоича

 

Работа пары сербских Ми-24 по деблокированию села Киево 27 июня 1998 года.

Македония

Вертолёты Ми-24 из состава ВВС Македонии. Фото Минобороны Республики Македония

Третьей бывшей югославской республикой эксплуатантом Ми-24 стала Македония. И в отличие от Хорватии и Сербии двадцатьчетвёрки оказались там легальным путём. В 2001 году начались боевые столкновения между албанскими сепаратистами и македонской полицией в окрестностях города Тетово. В то время Армия Республики Македония (АРМ) обладала ограниченным вооружением по причине того, что покинувшая республику в 1992 Югославская Народная Армия оставила в ней лишь крайне устаревшее вооружение и то в мизерном количестве. В тоже временя в республике присутствовало НАТО. В 1999 году во время агрессии на НАТО на СРЮ, НАТО использовало территорию республику в качестве плацдарма для своей наземной операции против Югославии. Именно с территории Македонии британские «миротворцы» устремились на перехват колонны российских десантников, двигавшихся на аэродром Слатина. Но в 2001 году «союзники» не спешили помогать македонцам, хотя проспонсировали или пролоббировали военно-техническую помощь от третьих стран. 20 марта в срочном порядке было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Македонией и Украиной. Так среди прочего в Македонии оказалось десять Ми-24В и да разведывательных Ми-24К, переданных из украинских ВВС.  Из их числа два Ми-24В и два Ми-24К прибыли только в декабре месяце. Вместе с вертолётами также прибыли и экипажи.

Для Македонии стоимость одного Ми-24 составила порядка 800 тыс. USD. Воздушные удары привнесли большой вклад в разгром группировки албанских террористов и их блокированию. Но при посредничестве НАТО террористы были разоружены и выведены на территорию Косово.

Вертолёты Ми-24 из состава ВВС Македонии. Фото Минобороны Республики Македония

«Мы провели программу переучивания шести экипажей Ми-24 в марте-апреле 2001 года с помощью инструкторов ВВС Украины, имеющих богатый опыт, полученный во время военных действий в Афганистане в 80-х годах, когда они служили в составе ВВС Советского Союза. Программа переучивания включала обучение полетам днём и ночью, использованию вооружения (управляемых ракет и бомб), а также полетам группой. Обучение проходило в Македонии, его практическая часть включала 20-30 лётных часов, в зависимости от подготовки каждого лётчика». В то время все лётчики ВВС Македонии, освоившие вертолёты Ми-8, Ми-17 и Ми-24, были выходцами из ВВС Югославии, начавшими летать в конце 70-х – начале 90- х годов»

Майор Колевски

Вертолёты Ми-24 из состава ВВС Македонии. Фото Минобороны Республики Македония

Надо отметить, что на паре поставленных Ми-24К сразу же обнаружилась серьёзная проблема с двигателями – в масле содержалась металлическая стружка. Разведывательное оборудование было сразу демонтировано и вертолёты использовались в качестве ударных.

Вертолёты Ми-24 были сведены в 201-ю эскадрилью боевых вертолётов «Ночные молнии» (мак. 201. ЕБХ «Ноќни Молњи»). Обслуживание вертолётов осуществлялось на Конотопском авиационном заводе «Авиакон». В 2003 году два Ми-24В были модернизированы израильской фирмой Elbit Systems по программе «Ясмин». Они получили новое электронное оборудование. Позже та же компания модернизировала ещё два Ми-24В по программе «Александар». В 2006 году из эксплуатации были выведены оба Ми-24К, а позже ещё два Ми-24В. Ввиду узкой применимости данного типа вертолётов финансирование их обслуживания со временем уменьшалось. В настоящее время в строю остаются только четыре машины – два «Ясмина» и два «Алесандара», четыре других машины были переведены в доноры для ремонта. Четыре оставшихся в строю двадцатьчетвёрки были снова модернизированы израильской фирмой Elbit Systems в 2015 году.

Эмблемы 201-й эскадрильи ВВС Македонии (из коллекции автора)

 

Пилоты 201-й эскадрильи ВВС Македонии. Фото Eric Roelofs (1-е фото) и Минобороны Республики Македония (2-е, 3-е, 4-е фото)

Сербия

Вертолёты Ми-35М (номера 103 и 104 жёлтые) для ВВС Сербии на территории завода «Росвертол» (Ростов на Дону, Россия), 17 августа 2019 года. Фото Минобороны Республики Сербия

В августе 2018 года было официально объявлено, что в течение 2019 года Россия поставит четыре ударных вертолёта Ми-35М (современная модификация вертолёта Ми-24) для ВВС Сербии. 10 мая 2019 года пара Ми-35М из состава ВКС России приняла участие в воздушной части парада «Оборона свободы» в сербском городе Ниш, приуроченного к 74-й годовщине Победы над фашизмом и 20-й годовщине начала агрессии НАТО на Югославию.

Планируется, что вертолёты Ми-35 войдут в состав 714-й противотанковой вертолётной эскадрильи «Сенке» (рус. Тени) 98-йавиационной бригады, дислоцированной на аэродроме «Ладжевци» (г. Кральево).

Министр Обороны Республики Сербия Александар Вулин перед строем лётного и инженерно-авиационного состава, проходящих обучение для эксплуатации вертолётов Ми-35 на территории завода «Росвертол» (Ростов на Дону, Россия), 17 августа 2019 года. Фото Минобороны Республики Сербия

 

Специальный корреспондент
Владимир Коханкин

Изображения предоставлены автором

 

Пропавшие ордена. Косовская битва. 630 лет

Посол Сербии в России для проекта «FALERISTIKA.info»

180 лет дипломатических отношений Сербии и России

Двуглавые орлы против НАТО. Символика Войска Югославии

Орден Белого Орла. Сербия-Югославия

Светлое искусство Владимира Лабата (Сербия)

Бомбардировка Югославии. 20 лет

Марш-бросок Босния-Косово. 20 лет

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы