Зинаида Серебрякова. Портрет Тани (фрагмент). 1920-1930. Коллекция В.А. Дудакова и М.К. Кашуро

Талант собирать

in Искусство/Музей/Новости 2540 views

Талант собирать…

А ведь действительно — собрать коллекцию — талант! И коллекция — портрет коллекционера. Так что можно сказать, что название выставки в армянском музее «Тапан» в Москве подобрано очень по делу, с философским подтекстом.

Примечателен этот поход тем, что прежде не доводилось бывать в новом музее. Он был основан в 2017 году, то есть это совсем молодая площадка. Тапан по-армянски означает ковчег. Собственно, это символично, ведь музей расположен в подземном пространстве храмового комплекса Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской церкви. И вот в месте, которое посвящено прежде всего армянской истории и культуре проводятся различные выставки.

Открытие выставки «Талант собирать». Выступление Валерия Александровича Дудакова

Итак, директор музея Давид Багдасарян пригласил нас на вернисаж выставки живописи из собраний нескольких коллекционеров. Валерий Александрович Дудаков и Марина Константиновна Кашуро, Юрий Михайлович Носов, Любовь Леонидовна Агафонова, Елена Григорьевна Болотских. Работы из коллекции покойного Арама Яковлевича Абрамяна предоставил его племянник Норайр Суренович. Несколько произведений привезены ещё одним участником — галереей «Шедевр» (Ереван).

Открытие выставки «Талант собирать». Гости вернисажа

Живопись разная, настолько, насколько различны и коллекционеры, собравшие её. В экспозиции представлено около 60 полотен. Основу составляют русские и советские работы 1900-1920-х годов, хотя есть и произведения зарубежных мастеров.

Чем примечателен этот проект? В первую очередь «коллекцией коллекционеров». Именно поэтому захотелось сделать несколько портретов.

Коллекционер Валерий Александрович Дудаков

Валерий Александрович Дудаков — персона известнейшая и медийная. Многие музеи с удовольствием приглашают его к участию в выставках. Но нужно помнить о том, что тут коллекционирование — дело семейное и Валерий Александрович разделяет увлечение с супругой Мариной Александровной. В сети имеется огромное количество интервью и даже удивительно, что не доводилось общаться раньше. И это при том, что неоднократно мы с Валерием Александровичем виделись на вернисажах (особенно в Музее русского импрессионизма). Как-то неловко было подойти и познакомиться. Так что хочется сказать слова благодарности музею «Тапан»!

Коллекционер Валерий Александрович Дудаков

Сфотографировать коллекционера удалось с интересной работой из его собрания — триптихом мастерской Питера Кука ван Альста (1528). При этом Валерий Александрович просил подчеркнуть, что это самое почтенное по возрасту на этой выставке, отнюдь не входит в число его любимых вещей, если рассматривать всю коллекцию. Теперь хочется встретиться и расспросить о «фаворитах»!

Коллекционер Юрий Михайлович Носов

Рассказывать многим читателям Sammlung/Коллекция о том, кто такой Юрий Михайлович Носов нет необходимости, ведь полтора года назад мы подготовили прекрасное обширное интервью. На данную выставку Юрий Михайлович представил 16 произведений. Примечательно, что несколько работ были показаны впервые. Некоторые полотна не подходили на предыдущие выставки (например в ГМЗ «Царицыно») по тематике, некоторые по периоду. Тут ограничений не было. Ну а одна из картин, «Полночь» (интерьер с лампадой) кисти Станислава Жуковского, созданная в 1914 году пополнила коллекцию недавно и это её «премьера» в собрании Юрия Михайловича. Поздравляем!

Этикетки (ярлыки) на подрамнике картин, свидетельствующие об участии картин в выставках. Источник — страница Facebook Юрия Носова (12 октября 2019)

Кстати, недавно коллекционер на своей странице в Фейсбук напомнил о том, насколько важны для провенанса произведений ярлыки, размещаемые на оборотах картин с информацией об участии в выставках, где указывается название и место проведения, ФИО владельца. И если до революции и в советский период практически о каждой выставке, в которой участвовала картина, информация сохранялась благодаря такой «марке», сегодня музеи редко обращаются к такой практике. «<…> И мне, в который раз за 30 лет, что я даю работы из своего собрания на различные выставки в различные музеи и галереи, пришлось снова объяснять МУЗЕЙЩИКАМ (!), что это очень важно, что это — биография картины, её «послужной список», история ее бытования. В который раз мне ответили, что будет каталог. В который раз я стал объяснять, что неизвестно где через 20 (или 50) лет окажется картина, а где каталог! Удивительно и неловко, что музейной выставочной культуре мне приходится учить работников музеев, а не наоборот. Ведь, когда встречается на обороте картины (на подрамнике) старая этикетка выставки, особенно — «Бубнового валета», «Мира искусства», «СРХ», какое это счастье. Не можешь на неё наглядеться. Ведь даже во времена СССР, когда вся множительная техника была на учёте, делали подобные этикетки. А сейчас печатают изумительной красоты приглашения, для них изготовляют красивый конверт, в него иногда вкладывают прозрачную бумажку с планом (все это выбрасывается в тот же день), но до копеечной этикетки, которая должна бы потом сопровождать картину всю оставшуюся жизнь и помогать искусствоведам изучать её историю, экспертам определять авторство, делать счастливыми коллекционеров, никому (кроме меня) нет дела! Буду справедлив, иногда мне удавалось убедить кураторов, галеристов, даже музейщиков делать подобные вещи. Год назад я убедил сделать этикетки молодых и продвинутых кураторов Музея русского импрессионизма, куда давал 6 работ на выставку «Импрессионизм в авангарде». После выставки они с огорчением объяснили, что этикеток не будет, поскольку музеи, которые тоже предоставляли картины, — против. Это, якобы, портит (!) картину. В таких случаях я изготовляю этикетки сам. Надеюсь, что тот, кто их увидит через 50 лет, будет мне признателен, как признателен я тем, кто позаботился об этом много лет назад». Хотелось заострить внимание на этом вопросе и вот, благодаря встрече на вернисаже новой выставки, это стало удобно.

Коллекционер и арт-директор галереи «Веллум» Любовь Леонидовна Агафонова

Любовь Леонидовна Агафонова — арт-директор галереи «Веллум». Мы не были знакомы и очень приятно, что удалось хоть мельком, но пообщаться. Любовь Леонидовна предпочла сфотографироваться у полотна Давида Бурлюка «Пейзаж с всадником» (1920-е).

Коллекционер, Заслуженный художник России Елена Григорьевна Болотских

Елена Григорьевна Болотских — не только коллекционер русского искусства, но и сама — Заслуженный художник России. На вопрос о том, не удивляет ли такое разнообразие коллекционеров и произведений, представленных на выставке Елена Григорьевна дала очень ёмкий ответ: «Я выросла среди этого. Сборные выставки художников  всегда такие — мы все разные. Только тут я представила произведения из своей коллекции». Не каждый художник — коллекционер. И тем интереснее взгляд профессионального художника и нежное отношение к искусству символизма.

Представитель галереи «Шедевр» (Ереван) Абрам Григорян

Несколько произведений привезла галерея «Шедевр» из Еревана.

Арам Яковлевич Абрамян (1898—1990) был известен прежде всего как врач. Доктор медицинских наук, профессор, создатель школы советский урологии он был удостоен многих советских наград, вершиной из которых стало звание Героя Социалистического Труда. Но он был и коллекционером русского искусства. Но именно его работы (в т.ч. кисти Мартироса Сарьяна) в кадр не попали… Есть повод вернуться!

Несколько работ всё же сфотографировали.

Павел Кузнецов. В киргизской степи. 1910. Коллекция Л.Л. Агафоновой
Аристарх Лентулов. Портрет художницы Зинаиды Аполлоновны Байковой. Крым. 1905
Коллекция Л.Л. Агафоновой
Архипов Абрам Ефимович. Игра на балалайке (деревенский праздник). Конец 1890-х — начало 1900-х
Коллекция Ю.М. Носова

Создалось впечатление, что это круг единомышленников. По большому счёту, так и есть, ведь это увлечённые профессионалы, посвятившие себя любимому делу. Можно не без основания сказать, что приглашённые к участию коллеги — Клуб Друзей Музея.

Браз Осип (Иосиф) Эммануилович. Девушка в восточной шали. 1901. Коллекция Е.Г. Болотских

 

Геворг Григорян (Джотто). Двойной портрет. 1926. Коллекция В.А. Дудакова и М.К. Кашуро (надписи, кстати, на грузинском про Шота Руставели)

 

Папикян Альберт Степанович. Озеро Севан. 1967. Коллекция Е.Г. Болотских

Так что талант собирать — это ещё и про то, как можно собрать вместе, в рамках одного проекта, увлечённых коллекционированием людей. И это очень правильно! Напомним наш девиз, цитату Ираклия Андроникова вверху страницы: «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью».

Директор музея «Тапан» Давид Багдасарян

Выставка «Талант собирать» работает до 17 ноября 2019 года
по адресу Олимпийский проспект, дом 9.

Заместитель главного редактора журнала Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Фото автора

Фрунзик Мкртчян. 25 лет со дня ухода…

Мобили. Последний нонконформист (интервью с коллекционером Юрием Носовым)

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Коллекция купцов Щукиных (интервью с искусствоведом Ильёй Доронченковым)

Коллекция Костаки. Третьяковская галерея

Фарфор Морозова. Кусково

«Двойная коллекция» Дмитрия Бертмана

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Коллекция Костаки

Сегодня в Третьяковской галерее (Крымский вал) открыт зал, отданный полотнам, графике и

За службу и храбрость

Крупными музейными проектами, приуроченными к юбилею Военного ордена Святого Георгия, отмечен 2019-й
Перейти К началу страницы