Бортмеханик первых Героев Советского Союза

in Награды СССР 1988 views

Полвека назад, в 1969 году в музее истории Краснознамённого Черноморского флота появился новый экспонат – нагрудный знак  «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа» под номером 5. Им в 1927 году был награждён Григорий Побежимов, бортмеханик полярной авиации.

Вашему вниманию история и судьба бортмеханика Героев Советского Союза №№ 2 и 3.

Полярный левша

Этот знак передала в музей вдова Григория Побежимова Мария.

Знак  «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа»

Этот знак в был учреждён Центральным исполнительным комитетом Якутской АССР в 1927 году после уникального перелёта двух гидросамолетов, доставленных  пароходом «Колыма» из Владивостока на мыс Северный (ныне мыс Шмидта), на остров Врангеля. Несмотря на густой туман, лётчики Ефим Кошелев и Эдуард Лухт, бортмеханики Григорий Побежимов и Фёдор Егер из Севастопольской школы морской авиации тогда ещё имени Льва Троцкого, совершили труднейший, небывалый ранее перелёт над Северным Ледовитым океаном, достигли острова и вернулись к мысу Северному.

После этого «Колыма», приняв на борт гидросамолеты, прошла Северным морским путём до бухты Тикси, оттуда экипажи Кошелева и Лухта совершили новый самостоятельный полёт вдоль Лены до поселка Качуг — начального пункта судоходства по великой сибирской реке. Затем из Качуга, пролетев по прямой более двухсот километров над сушей, гидросамолеты сели в районе Иркутска, на Ангаре. Эти перелёты над практически не исследованными районами, в сложнейших метеорологических условиях — блестящая страница истории отечественной авиации.

Мужество и высокое мастерство членов экспедиции 1927 года были по достоинству оценены. От имени ЦИК СССР капитан парохода «Колыма» Павел Миловзоров и экипажи самолетов удостоились боевых орденов Красного Знамени. Мирная экспедиция по трудностям, которые пришлось преодолеть её участникам, была приравнена к боевому подвигу.

Но ещё до получения боевых орденов все четверо участников перелёта и капитан «Колымы» были награждены ставшие уникальными номерными знаками «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯЦИКа». Кроме того, они получили грамоты, в которых было сказано:

 «Дорогой товарищ! Вы сделали огромное и трудное дело, совершив в чрезвычайно тяжёлых условиях перелёт с «Колымы» на остров Врангеля, а также и перелёт над не исследованной в воздушном отношении великой рекой Леной. Вы своим перелетом ещё раз доказали, что советская авиация стоит на высоте последних достижений человеческого гения. Ваш перелёт имеет огромное значение во всесоюзном масштабе, но для ЯАССР он имеет исключительное значение. Вы своим перелётом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум Осоавиахима ЯАССР жалуют Вас шкурами белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени».

Для Григория Побежимова эти знак и орден, а также шкуры белого медведя и такого же песца  стали первыми наградами в его жизни. Но не последними. Впереди его ждал ещё высший орден СССР – орден Ленина. В 1936 году в экипаже Василия Молокова, Героя Советского Союза, на Золотой медали которого, после её учреждения был поставлен № 3, он совершил опять же уникальный по тем временам 31000-километровый перелёт по маршруту Красноярск – Киренск – Якутск – Крестхольджай – Охотск-Нагаево – Каменское – залив Корфа – мыс Олюторской – мыс Наварин – Анадыль – залив Креста – бухта Провидения – Уэллен – остров Врангеля – Красноярск. А потом они полетели вокруг Арктики в Архангельск и Москву, откуда и вернулись в Красноярск, оставив позади, повторюсь, 31 тысячу километров.

После завершения перелёта самолета «СССР Н-2» его участники, как это было принято в те времена, рапортовали о своих достижениях руководству партии и правительства.

Участники перелёта по Великому Северному Пути — товарищам Сталину, Молотову, Кагановичу и Ворошилову (Советский Сахалин, 1936 № 220 (23 сентября))

И получили от него алаверды: постановление ЦИК СССР о награждении орденами.

О награждении экипажа гидросамолёта «СССР Н-2» Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР (Советский Сахалин, 1936 № 221 (24, сентябрь))

Постановление это, по нынешним временам, выглядит довольно странно. В нём подчёркивается, что такой-то имярек, ранее награждённый тем-то, сегодня награждается другим орденом. Командир экипажа Герой Советского Союза, ранее награждённый орденом Ленина, был удостоен всего лишь ордена Красной Звезды. А вот первый бортмеханик Григорий Побежимов, ранее награждённый орденом Красного Знамени, получил за работу в этом перелете высший орден СССР – орден Ленина. Зато командиру достались самые большие премиальные — 25 тысяч рублей. Кстати, мясо в том году стоило на рынках всего лишь 20 рублей за килограмм.

Кем же был Григорий Побежимов, которого именовали в ту пору Полярным Левшой.

Григорий Побежимов

Родился он в 1897 году в небольшом селе Усманка Самарской губернии.  Во время первой мировой войны Григория  призвали в армию, где он  в 18 лет получил очень редкую по тем временам профессию авиамоториста. После окончания в 1915 году Самарской морской школы авиационных специалистов служил помощником бортмеханика авиастанции морской авиации на Балтике. Там он и познакомился с Василием Молоковым, будущим Героем Советского Союза под номером 3, дружба с которым продолжалась долгие годы. Кстати, Василий Молоков тоже закончил Самарскую авиашколу, но уже в 1921 году.

Герой Советского Союза Василий Молоков

В 1918 году  Побежимов вступил в Красную армию и в мае вместе с Молоковым участвовал под Самарой в боях с белочехами. Потом снова балтийская морская авиация. После неё севастопольская школа морской авиации имени Льва Троцкого. В 1931 году Побежимов переехал в Красноярск, в управление полярной авиации Главсевморпути. Там на пустынном Телячьем острове создавалась гидроавиабаза, с которой началось авиационное освоение Красноярского Севера и Арктики. Григорий стал одним из лучших специалистов и даже получил прозвище «Полярный Левша». На Красноярском авиаремзаводе он руководил ремонтом авиационных моторов, помогал рабочим осваивать технику, учил их. Газета «Красноярский рабочий» тогда писала о нём: «Говорят, что он бог в своем деле. И действительно, вряд ли кто лучше Побежимова знает условия работы мотора в Арктике».

А последний его полёт состоялся в августе 1937 года в составе экипажа Героя Советского Союза под номером 2 Сигизмунда Леваневского. Этот экипаж из шести человек должен был совершить перелёт из Москвы через Северный полюс в США, в один из городов штата Аляска. В качестве старшего бортмеханика Леваневский выбрал тогда Полярного Левшу — Григория Побежимова.  Они познакомились во время визита в США, куда наша делегация отправилась на закупку самолетов.

Экипаж Леваневского Побежимов — третий справа, Леваневский — третий слева

Вставка: Экипаж Леваневского Побежимов — третий справа, Леваневский — третий слева

Через сутки, уже после преодоления Северного полюса, Сигизмунд  Леваневский сообщил об отказе крайнего правого двигателя и очень плохих метеоусловиях. После этого связь с самолетом прекратилась. Его поиски продолжались много месяцев. Они велись и с запада, и с востока, с Чукотки и Аляски, в них участвовали и советские, и американские лётчики. Но до сих пор так и нет достоверной информации о месте и деталях гибели этого самолета.

Вскоре после трагической пропажи экипажа Леваневского авиаремзаводу в Красноярске по просьбе заводчан было присвоено имя Григория Побежимова. Его имя носит и улица в этом городе. На фасаде школы № 93 Свердловского района Красноярска в 2012 году в память 115-летия со дня рождения и 75-летия трагической гибели в Арктике Григория Побежимова установлена именная доска — барельеф. А на Земле Франца – Иосифа северная оконечность острова Циглера названа мыс Побежимова. Есть улица его имени и в Авиастроительном районе Казани. И только в родных краях Григория Побежимова его память никак не увековечена. Хотя на момент гибели в 1937 году он был единственным уроженцем самарской земли — кавалером двух высших орденов СССР.

 

В публикации использованы материалы сайтов yakutskhistory.net, Aviastar, Полярная почта, газет «Советский Сахалин», «Красноярский  рабочий» и «Слава Севастополя».

Особая благодарность врио директора музея истории Черноморского флота Марату Башмакову и сотруднику музея Наталье Кочура, предоставившим фотоизображения Григория Побежимова и его наградного нагрудного знака.

Аркадий Соларев,
заслуженный работник СМИ Самарской области

__________________

Обсудить материал на форуме >>>