Тренихин Михаил Михайлович – искусствовед, кандидат искусствоведения, художник-график, коллекционер-фалерист, заместитель главного редактора Интернет-журнала «Sammlung/Коллекция», научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно».

Персональный сайт – Тренихин.ру

Родился в Москве в семье художников 20 июня 1988 года.
В 2011 году с отличием окончил Государственную академию славянской культуры, факультет «Теория и история изобразительного искусства» (отделение «Искусствоведение»). Приказом Министра образования и науки РФ от 16 декабря 2010 года № 1889 впервые в истории ГАСК удостоен стипендии Президента Российской Федерации (2010–2011). За свою активную творческую деятельность, а также «неоценимый вклад в развитие Государственной академии славянской культуры» Тренихин М.М. в декабре 2015 года получил почётный нагрудный знак ГАСК «Орден Верности имени преподобного Серафима Саровского» II степени.

С ноября 2011 года — член Творческого Союза художников России.

Декабрь 2015 года — защитил кандидатскую диссертацию «Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов («Группа пяти»)» по специальности 17.00.04 — «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура». Защита состоялась в Диссертационном Совете Д. 212. 152. 01 при ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова». Научный руководитель — доктор искусствознания, Почётный академик РАХ, Заслуженный деятель искусств РФ, проф. Игорь Евгеньевич Светлов.

С октября 2011 года по октябрь 2012 года — директор по организации выставок «Галереи на Чистых прудах». Среди наиболее интересных проектов:

50-я юбилейная выставка «Диалог с продолжением» (живопись, композиции в смешанной технике, инсталляции) Ольги Булгаковой и Александра Ситникова; выставка «Два мастера» в проекте «Диалоги» (живопись, скульптура) — Дмитрий Иконников, Михаил Дронов, «Неизвестный Зарипов» (скульптура и мозаика из собрания художника, гуаши) — Аннамухамеда Зарипова.

С февраля по июль 2015 года — руководитель музейно-выставочного направления многофункционального комплекса «Кремль в Измайлово». Среди подготовленных проектов: Музей Шоколада, мультимедийный историко-культурный проект «Ожившие газеты. Армия-освободительница» при поддержке Российской государственной библиотеки.

С ноября 2012 года по февраль 2015 года, с сентября 2015 года по июнь 2017 года — директор Галереи современного искусства фарфора Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода (Москва, Кутузовский пр., 17).

В 2016—2018 годах — член Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в Институте славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) по направлениям «Теория и история искусств», «Народная и художественная культура», «Живопись».

С октября 2017 года – научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно». В сфере ответственности — изучение истории формирования коллекции и популяризация фондов декоративно-прикладного искусства музея. В качестве куратора подготовил выставку керамической игрушки «Зачем ребёнку медведь?», и выставку «Портрет XVIII века: собрание Сергея и Татьяны Подстаницких». Организовал Первые Андреевские научные чтения. Регулярно выступает в СМИ с интервью.

В январе 2018 года участвовал в музейной стажировке в Лондоне. Были посещены Музей Виктории и Альберта (V&A), дворец-музей Hampton Court, дом-музей Денниса Сиверса, Королевские парки: Кенсингтонские сады, Гайд-парк, Сент-Джеймсский парк. Музейный комплекс в Гринвиче (Дворец Queen’s House, Гринвичская обсерватория). Кенсингтонский дворец, музей-дворец Kenwood House, галерея Уильяма Морриса, Музей найденышей (Foundling museum), Британский музей, Королевский павильон в Брайтоне.

В составе редколлегии участвовал в создании Генерального каталога ГМЗ «Царицыно». Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия: [Генеральный каталог]. Серия I. «Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков» / Государственный музей-заповедник «Царицыно»; авт.-сост. каталога и авт. вступ. ст. Л.Ф. Романова. ‒ Белгород: КОНСТАНТА, 2018. ‒ 260 с.: цв. ил. Как автор написал в Царицынскую иллюстрированную энциклопедию статьи  «МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» (в соавторстве с Л.В. Андреевой,  П.Б. Ермоловым,  Н.Ю. Ивановой,  Л.Ф. Романовой), «АНДРЕЕВА Лидия Владимировна (1930–2018)», «АНИКОВИЧ Всеволод Иванович (1925–2016)» (в соавторстве с О.В. Докучаевой,  П.Б. Ермоловым).

Имеет благодарности Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, Дипломатическо-курьерской службы МИД РФ, Музея Космонавтики, 154 Отдельного комендантского Преображенского полка, Департамента внешнеэкономических связей Правительства Москвы, Геликон-оперы, НПФ «Газфонд», МГХПА им. С.Г. Строганова и др.

Художник-график, иллюстратор ряда книг по истории России, также сотрудничал с писателями-фантастами. Издано около 40 книг с оформлением. За время работы на ИФЗ также выступил в качестве художника, создал сервиз и серию из восьми декоративных тарелок «Грузинский дневник» (2014), сервиз «Грузинский дневник-2015» с текстами поэтов и писателей Золотого и Серебряного века русской литературы, семь декоративных тарелок по заказу Правительства Российской Федерации (2016), сервиз «Колокольное семихолмие» (2017).  Разработал серию эскизов для декоративных тарелок для ГМЗ «Царицыно» (2018). Разработал дизайн коллекции «Город Золотой» (шёлковый платок, подвес и серьги в технике финифти, 2018), «Клад» (шёлковый платок-паше, запонки, подвес и серьги в технике финифти, 2019) для бренда Culture Codes. Разработал эскизы двух декоративных тарелок для Московского музыкального театра «Геликон-Опера» к IV Международному конкурсу молодых режиссёров «Нано-опера» (для изготовления на АО «ИФЗ»).

Состоялись три персональных выставки художественных произведений:

«Книга и фарфор: графика Михаила Тренихина». Государственный литературный музей (Дом И.С. Остроухова). Москва, Трубниковский переулок.
29 августа—13 сентября 2015.

«Москва—Закавказье: фрагменты национального пейзажа». ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Москва, Хибинский проезд, дом 6. 3 ноября—31 декабря 2015.

«Credo (творчество и созидание)». ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Институт славянской культуры. Москва, Хибинский проезд, дом 6. 17 ноября—31 декабря 2017.

В сфере научных интересов — коллекционирование и изучение нагрудных знаков, наградных медалей и орденов. С 2007 года — участник, с 2016 года — администратор и представитель в России Интернет-форума «FALERISTIKA.info», объединившего в настоящее время около 27 000 коллекционеров и дилеров. В 2016 году разработал для Большой Российской энциклопедии термин «Фалеристика» (в соавторстве с А.А. Сидельниковым). Заместитель главного редактора Интернет-журнала «Sammlung/Коллекция».

Михаил Тренихин

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ В SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ

1. Интервью с народным художником РФ Дмитрием Санджиевым. 04.10.2016

2. Интервью с реконструктором Михаилом Шмаевичем. 13.11.2016

3. «Страсть коллекционера»: коллекционер Андрей Хазин для проекта «FALERISTIKA.info». Беседа о коллекционировании, орденах, наградных системах и фалеристике. Часть 1. — 01.01.2017, Часть 2. — 04.01.2017, Часть 3. — 08.01.2017.

4. Исследователь, ведущий специалист по наградам времён Гражданской войны в России, автор многих известных книг Александр Рудиченко для проекта «FALERISTIKA.info». 02.04.2017.

5. Андрей Хазин. Наградная практика России. Беседа с известным коллекционером, академиком РАХ, членом Комиссию при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. Часть 1. 16.04.2017, Часть 2. 23.04.2017, Часть 3. 30.04.2017.

7. Андрей Каращук: «Я — рисовальщик!». Интервью с художником, униформологом, реконструктором. Часть 1. 04.06.2017, Часть 2. 11.06.2017, Часть 3. 18.06.2017.

8. Посол Болгарии Бойко Коцев для проекта «FALERISTIKA.info». Беседа об истории, мировоззрении, русско-болгарских отношениях, коллекционировании. 25.06.2017

9. Посол Сербии Славенко Терзич проекта «FALERISTIKA.info». Беседа об истории, мировоззрении, русско-сербских отношениях, коллекционировании. 08.10.2017

10. Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие. 03.06.2018

Все материалы автора в Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ

СТАТЬИ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВАК

1. Тренихин М.М. Символика и эмблематика ГАСК: логотипы и знаки // Вестник славянских культур, 2010. № 2 (XVI). С. 91–95.

2. Тренихин М.М. Поэтика одухотворённой артистической личности: портреты кисти Льва Зевина // Вестник славянских культур. — № 3 (XXI). – М.: ГАСК, 2011. С. 111–118.

3. Тренихин М.М. Московская рефлексия символизма // Искусствознание № 3–4. М. Государственный институт искусствознания. 2012. – с. 629–636.

4. Тренихин М.М. Импрессионизм, Сезанн, традиции французского искусства XIX века в теоретической интерпретации Арона Ржезникова // Искусствознание № 3–4/2013. — М.: Государственный институт искусствознания, 2013. — с. 478–490.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ

1. Тренихин М.М. Храм национальной истории // Свой. 2010. № 4. С. 50–53.

2. Тренихин М.М. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. в фалеристике // Сборник тезисов Первой Международной молодёжной межвузовской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. (История культуры славян в оценках молодёжи) / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. – М.: ГАСК, 2010. С. 62–64.

3. Тренихин М.М. Московский дворик 1920-х годов // Свой. 2010. № 7. С. 76–79.

4. Тренихин М.М. «Не нам, не нам, а имени Твоему». Христианская символика на дореволюционных наградах // Свой. 2010. № 10. С. 54–58.

5. Тренихин М.М. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов в фалеристике // Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. История культуры славян в оценках молодёжи / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов. – М.: ГАСК, 2011. С. 166 – 180.

6. Тренихин М.М. Художник с музыкальной душой: очерки о творчестве Льва Зевина // Сборник тезисов Международной молодёжной межвузовоской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. – М.: ГАСК, 2011. Выпуск 2: Славянства многоликий мир. Москва 27 мая 2011 / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. С. 84 – 87.

7. Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х – начала 1940-х годов (Группа пяти) // Художественная жизнь старой Москвы. Сборник статей. – М.: ОАО «Центральное издательство «Воздушный транспорт», 2012. С. 46-65.

8. Тренихин М.М. Тихие миры художника Льва Аронова // Свой. 2012. № 3. С.20–23.

9. Тренихин М.М. Михаил Дронов. Скульптура // Собрание шедевров. 2012. № 2 (33). С. 56—59.

10. Тренихин М.М. Диалог с продолжением // Диалог искусств. 2012. № 4. С. 141.

11. Тренихин М.М. Медальерное искусство и Отечественная война 1812 года // Свой. 2012. № 9. С. 18–23.

12. Тренихин М.М. Русские нумизматические памятники Отечественной войны 1812 года // Собрание шедевров. 2012. № 4 (35). С. 54—60.

13. Тренихин М.М. В его душе была гармония… К 80-летию художника Анатолия Борисова (1933—1969) // Филателия №4 (562). М. Издатцентр «Марка». 2013. — с. 6—9, 4 обл.14. Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод и династия Романовых // Свой. 2013. № 8. С. 82–87.

15. Тренихин М.М. Императорский фарфор, русский дух и династия Романовых // Собрание шедевров. 2013. № 3 (38). С. 60—67.

16. Тренихин М.М. Импрессионизм. Теоретические споры и советская живопись 1930-х годов // Искусство XIX—XX веков: контрасты и параллели. Сб. ст. / отв. ред. И.Е. Светлов. — М.: МГАХИ им. В.И. Сурикова. — Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 309—316.

17. Тренихин М.М. Нина Казимова — «королева акватинты» // Электронная публикация на сайте Всемирного русского народного собора http://www.vrns.ru. 16.04.2014.

18. Тренихин М.М. Фарфоровые письма Сергея Русакова // Филателия. № 11 (581). М. Издатцентр «Марка». 2014. — с. 64, 3 обл.

19. Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х — начале 1940-х годов (Группа Пяти) как пример протононконформизма // Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы: Сборник / Ред.-сост. А.К. Флорковская, отв. ред. М. А. Бусев. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, БуксМАрт, 2014. С. 90-97.

20. Тренихин М.М. Фалеристика славянских стран (из коллекции Михаила Тренихина) // Славянства многоликий мир. Орнамент в традиционной культуре славянских народов. Выставка из фондов Музея славянских культур ФГБОУ ВПО «ГАСК». Каталог. — М.: ФГБОУ ВПО ГАСК, 2015. С. 48—67.

21. Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России» // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 3. С. 58—60.

22. Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России». Крымские и казанские татары // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 4. С. 59—60.

23. Тренихин М.М. Императорский фарфор. Национальные традиции // Электронная публикация на сайте Всероссийского конгресса этножурналистов http://ethnokongress.ru. 18.02.2016.

24. Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Образы Грузии // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 1. С. 62—65.

25. Тренихин М.М. Образы народов СССР в фарфоре: монументальные произведения Императорского фарфорового завода // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 2. С. 73—76.

26. Тренихин М.М.Русский фарфор: мануфактуры, артефакты, традиции // Электронная публикация на сайте общества «Двуглавый орёл» https://rusorel.info/. 23.06.2017

27. Тренихин М.М., Сидельников А.А. ФАЛЕРИСТИКА // Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 33. Уланд — Хватцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 185

28. Тренихин М.М. Арон Ржезников. О живописных традициях французского пейзажа. Предисловие // Импрессионизм в авангарде: каталог выставки — М. «Музей русского импрессионизма», 2018. С. 180—184.

29. Тренихин М.М. «Группа пяти»: островок лирического импрессионизма в океане соцреализма // Импрессионизм в авангарде: сборник материалов международной конференции, прошедшей в рамках выставки «Импрессионизм в авангарде» (Москва, 7–8 июня 2018 года) — М.: «Музей русского импрессионизма», 2018. С. 138—147.

30. Андреева Л.В.,  Ермолов П.Б.,  Иванова Н.Ю.,  Романова Л.Ф.,  Тренихин М.М. МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018. с. 49—107.

31. Тренихин М.М. АНДРЕЕВА Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018. с. 134—135.

32. Докучаева О.В., Ермолов П.Б., Тренихин М.М. АНИКОВИЧ Всеволод Иванович (1925–2016) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018. с. 136—138.